13-04-11

Политика

Градозащитники встают стеной

События вокруг дома № 126 по улице Ильинской касаются не только конкретного строения. Стало абсолютно понятно, что в градостроительстве Нижнего Новгорода есть серьезные проблемы, которые требуют серьезного разговора.

Слова и дело

В своем отчете о результатах работы в 2012 году глава Нижнего Новгорода Олег Сорокин сделал несколько оптимистичных деклараций. Мол, «лейтмотивом практически всех заседаний Городской думы является принципиальная депутатская позиция в области градостроительной политики: ни одна стройка не должна наносить ущерб архитектурному облику города или нарушать экологическое равновесие».

«Принятие решений в сфере градостроительства основывается на принципах публичности, бесконфликтности, законодательной безупречности, экологической безопасности и эстетической ценности, сохранения исторического наследия, создания комфортной среды проживания людей, эффективности обеспечения жизнедеятельности города…»

И, наконец, последняя цитата от Сорокина: «Я считаю нашей абсолютной совместной заслугой то, что за эти два года на территории Нижнего Новгорода не появилось ни одной конфликтной стройки».

Похоже, что все хорошее когда-нибудь заканчивается. В 2013 году с публичных слушаний от 22 января разворачивается конфликт вокруг застройки квартала в границах улиц Горького, Ильинской, Новой и площади Горького в Нижегородском районе. Далее скандал возник вокруг сноса дома № 126 по улице Ильинской.

9 сентября прошлого года было подписано постановление администрации города о развитии территории в границах вышеперечисленных улиц. И в приложении был перечень всех строений и объектов. В списке не было дома № 126, хотя инвестор «РегионИнвест52» приобрел его в собственность. На публичных слушаниях 22 января собравшиеся жестко раскритиковали проект застройщика, ссылаясь на то, что планы прежнего инвестора были более щадящими для линии домов по Ильинской. По прежнему проекту они сохранялись, а теперь попадали под снос.

Дискуссия тогда проходила очень бурно — участники опасались за дом № 126, в котором и проводили свое собрание. Общественная организация «Зеленый мир» сразу занялась работой в архивах и обратилась 25 февраля к лицензированному эксперту Ирине Агафоновой, чтобы та сделала экспертизу на предмет принадлежности дома к культурному наследию. Заключение было готово 21 марта 2013 года.

22 марта Нижегородская районная администрация выдала разрешение на снос дома. Градозащитники в тот же день оповестили всех, что здание должно быть взято под государственную защиту до включения его в перечень объектов культурного наследия. Тогда же им пришлось обратиться в правоохранительные органы с заявлением о готовящемся преступлении — сносе дома, находящегося под госзащитой.

Уже вечером следующего дня, в субботу, собственник попытался снести дом, но столкнулся с активистами. Это сподвигло прокуратуру приостановить снос по формальным причинам: из-за отсутствия ордера на установку ограждения. Градозащитники обратились в прокуратуру по вопросу законности сноса дома, а также в суд о бездействии Управления по защите объектов культуры.

Городские власти обычно ссылаются на то, что тут действует узкая группа лиц, которая не определяет настроение жителей Нижнего Новгорода. Кроме того, ссылаются на запоздалую подачу документов и даже на дату публичных слушаний, во время которых, впрочем, дом еще не получил статуса объекта культурного наследия. Мол, ребята, надо вовремя этим заниматься. А мы все делаем по закону.

Власть подавится сносом домов

Градозащитники считают, что в Нижнем Новгороде в части градостроительной политики есть масса проблем. Все начинается с того, что наше руководство, отличающееся в своем подходе от, например, питерского, весьма выборочно интересуется историко-культурным наследием. В других крупных городах-миллионниках точка зрения градозащитников учитывается официально. Они входят в общественные советы при губернаторах, прокуратурах. У нас же эти активисты влиянием обделены. А есть группа людей — и она немалая — которые хотят видеть в городе сохраненную историческую среду.

Основные претензии у градозащитников к ведомству Хохлова. Они утверждают, что во главе Управления по защите объектов культурного наследия находится непрофессионал, в структуре лоббируются интересы застройщиков. При этом есть массив документации, который позволяет расширить реестр памятников в два раза. Другое дело, что сверху есть указание не наращивать реестр, не ставить на госохрану. Понятно, что это уже даже не в компетенции начальника управления, а выше.

Если в УГООКН поступают положительные экспертные заключения, то непременно будут экспертизы, которые сделают их отрицательными. Причем выполняют такие работы в том числе и иногородние организации, например, из Саратова, а их специалисты даже не выезжают в Нижний Новгород. Градозащитники жалуются, что Управление пользуется услугами «культурных киллеров», и за этим видны материальные интересы. По сути, общественники требуют отставки руководства Управления, апеллируя не только к руководству области, но и к архитектурному сообществу.

Много претензий и к городским властям. Вспоминали, что мэр Иван Скляров в случае аналогичных конфликтов всегда выезжал на место, чтобы разговаривать с людьми. Сейчас, как говорят общественники, окончательно уничтожена ткань, объединяющая горожан и власти.

Потомственный эксперт Ирина Агафонова считает, что власти опоздали с реконструкцией центра Нижнего Новгорода лет на двадцать, когда разрабатывалась программа «Старый город». Тогда надо было заниматься старыми зданиями. Сейчас дома не защищены. На словах говорится о спасении исторической застройки, а по факту она уничтожается. Но власти не хотят создавать лишних проблем инвесторам.

Наверное, пора создавать организацию, идентичную правозащитному объединению «Комитет против пыток». И мысль эта уже вертится в градозащитных кругах. Активисты обещают, что дом № 126 встанет властям поперек горла.

Виктор Деменев