13-04-12

Культурный слой

Мариенгофовы хождения

В исторической части Нижнего Новгорода прошла экспедиция, на которой были проиллюстрированы городские маршруты Анатолия Мариенгофа. Каждый из участников почувствовал себя гостем в уже известном доме, где до 1913 года жил наш земляк — литератор и «друг Есенина».

Авось — еще отыщем?

«Нижний! Длинные заборы мышиного цвета, керосиновые фонари, караваны ассенизационных бочек и многотоварная, жадная до денег, разгульная Всероссийская ярмарка. Монастыри, дворцы именитого купечества, тюрьма посередке города, а через реку многотысячные Сормовские заводы, уже тогда бывшие красными», — так подытоживал Мариенгоф свои воспоминания о родном городе.

Говорить о Мариенгофе сегодня — самое время. Для литературной карты Нижнего Новгорода имя его — новое. К слову, в контексте человеческой памяти — вида умственной деятельности, предназначенной для воспроизведения уже сохранившейся информации, память литературная — существует на аналогичных законах и опирается, в том числе на фактические данные. Вот уже и данные разыскали — даты, цифры, адреса. Дом показали. Причинно-следственные связи. На запрос Министерства культуры ответили. Захар Прилепин письмо подписывал. Ан-нет! Регистрационных данных на Мариенгофов у нас нет. И в Центральном архиве Нижегородской области тоже. Немногим более лет ста прошло. Авось — еще отыщем?

Правда, находятся люди, которым тема интересна. Не так давно девушка из Москвы приезжала. Делилась идеями и соображениями, каким образом нам, нижегородцам, увековечить имя земляка нашего. А до этого и экспедицию провели…

Даем понять

Состоялись «Мариенгофовы хождения» 16 марта 2013 года. Пешая экскурсия прошла в рамках открытия шестого сезона экспедиций, организатором которых выступает президент Нижегородского регионального общественного фонда деятелей культуры «Дать понять» Галина Филимонова. Одно из направлений деятельности фонда — реализация проектов, направленных на осмысление роли памятников культуры в жизни современного общества. Предметом интереса мероприятия стали нижегородские места и маршруты поэта, писателя и драматурга Анатолия Мариенгофа. Были выбраны три основные точки экспедиции: Лыкова дамба, дом № 10 «В» по улице Большой Покровской и сквер «Черный пруд».

Лыкова Дамба — место рождения Мариенгофа. Сегодня мы можем лишь предположить примерное местонахождение одноэтажного дома. Сама постройка уже канула в лету. Принадлежала она матери будущего поэта — Александре Николаевне Мариенгоф.

Далее группа проследовала вверх по Большой Покровской улице — к дому, где и жила семья до момента отъезда из Нижнего Новгорода. Звонок в домофон, нам любезно открывают дверь. Лепнина, лестница — все сохранилось с тех времен. На плитке, которой когда-то выложили лестничную площадку, видна фамилия основателя торговой фирмы. Напомним, что в Пензе, куда после смерти матери Мариенгоф переехал вместе с отцом и младшей сестрой, дом, где они жили, не сохранился. Наш дом — уникальный.

«Главное впечатление, — делится мнением организатор мероприятия Галина Филимонова, — это открытие нового «мариенгофского» смысла в знакомых любому нижегородцу и гостю города местах: Лыковой дамбе и улице Большой Покровской. Удивительно, но во дворе дома 10 «В» на главной улице города, где жил молодой «имажинист Мариенгоф», можно почувствовать городскую среду начала ХХ века. И хотя хозяйственные постройки этого домовладения либо утрачены, либо дошли до наших дней в ужасающем виде, пространство всё ещё позволяет считывать с себя информацию и делать предположения, где была каланча, которую описывал Анатолий Борисович, а где был каретный двор, для выезда из которого в жилом доме была спроектирована сквозная арка».

Общее фото было сделано на территории чернопрудского сквера — там и закончилась наша экспедиция. Таким образом, мы провели актуализацию нижегородского историко-культурного наследия, часть которого, по разным причинам, находится в забвении.

Дмитрий Ларионов