№3 (28), 28.04.2007
Политика
Валерий Шанцев на путях развития региона
Пороки в работе с инвестициями здравствуют и носят системный характер
Программа развития Нижегородской области до 2020 года — один из главных козырей губернатора Валерия Шанцева. Ей придается исключительное значение. Реализовывать ее необязательно. Зато можно демонстрировать, используя как аргумент, как щит и как меч
Как «привлечь» миллион
Как должен развиваться регион, сочиняли специалисты консалтинговой фирмы «Стратегика» под руководством Александра Идрисова. Разумеется, эффектная программа была написана конкретно под Валерия Шанцева и обосновала его главные управленческие и мировоззренческие принципы.
В регионе должна быть сильная исполнительная (но никак не законодательная) власть, которая служит гарантом высоких темпов развития региона. Элиты в области должны меняться, поскольку старые нижегородские элиты не справились, а теперь новые чиновники привлекут новых инвесторов, которые построят новую экономику области. (Отсюда — логичное приглашение в областное правительство москвичей). Нижний Новгород — больше не столица Приволжья (такова была концепция Сергея Кириенко), а некий абстрактный «центр народонаселения»: если поставить в нижегородском Кремле циркуль и описать круг радиусом в 500 км, в этой зоне окажутся 45 миллионов человек — именно на них и следует ориентироваться.
Краеугольным камнем написанной стратегии являются инвестиции. Деньги в регионе заведутся, если их настойчиво сюда привлекать. Валерий Шанцев, кстати сказать, отчего-то полагает, что до его прихода Нижний Новгород как бы оставался «закрытым городом», как будто не было ни инвестиционного бума Бориса Немцова, ни эпохи «инвестиционной самостоятельности» районов области, когда мэры на местах добивались потрясающих результатов по привлечению инвестиций. Такими центрами были прежде всего Бор, Арзамас, отчасти Кстово.
Шанцев как бы говорит: ну вот, сейчас все будет по-взрослому. Он будто начинает с чистого листа и не раз говорил, что именно вот теперь-то настала пора больших денег в экономике региона, а как следствие — больших доходов нижегородцев. К 2010 году средний заработок в нашем субъекте Федерации должен, как заявлено, достигнуть 800-900 долларов (в рублевом эквиваленте — 22–25 тысяч) в месяц. А больше, кроме сытости граждан, для счастья ничего и не нужно.
И, казалось бы, действительно есть основания для оптимизма. Мы видим, что региональная власть на высшем своем уровне озабочена инвестициями. Валерий Шанцев нередко замечаем в коридорах Минэкономразвития. Он — участник работы международных экономических форумов, где говорит об инвестиционной привлекательности региона. В руках у губернатора — та самая Программа стратегического развития Нижегородской области.
Мимо внимания инвесторов не должны пройти и такие важнейшие факты как: а) принятие в регионе профицитного бюджета, что, конечно, поднимает рейтинг области во всех списках всех рейтингов; б) видимая (заявленная) озабоченность нижегородского губернатора социальными программами. Объективный закон: социальные вложения дают рост доходов людей, а для нужд людей с доходами есть смысл выстраивать любой бизнес.
Все это есть. Определенная работа властью проведена и Валерий Шанцев дал понять нижегородцам, что ждет результатов. И, возможно, результаты будут. Губернатор просил подождать до начала 2008-го года.
Дум «высокие» стремленья
Однако, многие специалисты, работающие именно в инвестиционной, столь стратегически важной для общего благополучия региона сфере, настроены скептически. Например, замдиректора Института устойчивого развития, бывший председатель Гордумы и первый вице-мэр Нижнего Сергей Абышев, который непосредственно работает и с потенциальными инвесторами, и с властями полагает: инвестиционный бум в регионе невозможен, пока здравствуют пороки в работе с инвестициями. Здравствуют и носят системный характер.
Анализ сложившейся ситуации нужно начинать именно с Программы стратегического развития. Созданная с подачи губернатора в короткие сроки, она, исполненная правильных мыслей и благородных порывов, тем не менее имеет изъяны.
Главный из них заключается в «пожелательном» характере Программы: она увлеченно рассказывает о том, что бы хотелось видеть — развитие сельского хозяйства, прогресс в машиностроении и автомобилестроении, успехи в логистике и др. Базовый изъян, зазор между тем, чего хотелось бы, и тем, что действительно нужно, зависит от неверно выбранного методологического подхода — как и в советские времена, преобладает так называемый «пространственный» метод. То есть: мы будем развивать металлургию, потому что у нас есть металлургический завод в Выксе, машиностроение — потому что ГАЗ.
Такой подход, вроде бы, кажется логичным. Однако, для создания более устойчивой модели развития региона надо «копать глубже». Не стоит, например, полагаться на энергоемкие производства (машиностроение, автомобилестроение) хотя бы потому, что энергия в регионе дорогая, а энергоресурсов нет. Нельзя по инерции ставить на гидроэнергетику (строительство водонапорной плотины) не оценив в полной мере все выгоды и убытки. Нельзя вообще создавать программу развития, детально не обсудив ее со всеми заинтересованными людьми.
Учитывая опыт иных регионов и даже стран, нужно не забывать о высоких технологиях и о связанных с ними росте экономики и доходов. Одной из наиболее мощных в мире сегодня является экономика США. Зная это, необходимо иметь в виду, что именно здесь в последние десятилетия были сделаны разработки, перевернувшие наши представления о компьютерах и информатизации. Программное обеспечение и «умная» техника, интернет, мобильный телефон… Вот «киты», на которых поднимается американская экономика, а вовсе не на, скажем, тяжелом машиностроении или сельском хозяйстве (тоже, кстати, достаточно развитых и вовсе не задвинутых в угол).
Другие «программисты»
Отдельно следует отметить, что никакой «уникальностью» созданная Программа регионального развития вовсе не обладает. Она мало отличается от ряда подобных программ, которые создавали руководители разных уровней — уровней полномочного представителя президента, губернатора, мэра областного центра — и два, и три, и восемь лет назад. Все хотят и хотели (по крайней мере, на словах) одного — блага. Однако, главное, что менялось в написанных и одобренных элитой программах, — их конфигурация, «заточенная» под того или иного руководителя, под патронажем которого она создавалась. Революционным скачком было бы именно обращение к тому, что всегда отчего-то оставалось на вторых ролях: а именно, развитие высокотехнологичных производств, продуцирование высоких технологий.
К слову сказать, во время последнего визита в наш регион главы государства в начале 2006-го года, Владимира Путина интересовал именно этот потенциал региона. Неслучайны его встречи прежде всего с представителями Нижегородского государственного института измерительных систем (НИИИС) и Нижегородского госуниверситета. Получается, что федеральные власти ждут от нас не совсем того, чем мы (команда Валерия Шанцева) стремимся их впечатлить.
Судьба большинства предшественниц нынешней Программы печальна: они — вехи для будущего исследователя эволюции благих намерений в регионе. Написание долгосрочных планов можно было бы сделать и ежегодным занятием, и даже создать, скажем, для этого специализированный Институт. При условии, что они будут по-прежнему испытывать нехватку реализма и основываться на принципе «хотелось бы» вместо принципов «это возможно» и «это нужно, потому что перспективно».
Сбои в программе
Тем не менее, не стоит вообще сильно увлекаться анализом стратегических рекомендаций и заявленных программ. Во-первых, их необязательно будут воплощать в жизнь. Создание схемы развития — уже победа. С весны прошлого года, когда центр «Стратегика» написал законченный текст, Валерию Шанцеву есть что показать кому надо. Если стратегия и не станет жизнеспособным планом, то всегда может послужить красивой визитной карточкой и глянцевым рекламным буклетом для потенциальных инвесторов («Вот как у меня все получится»), чрезвычайно весомым аргументом против любых оппонентов («Я знаю как и в каком направлении работать»), а также и успокаивающим посланием в адрес администрации Президента («Я занят делом»).
На практике даже самые благие разработки и задумки высшего начальства вязнут в управленческой системе, этим начальством созданной. Интересы руководства и рядовых исполнителей могут быть различны и даже диаметрально противоположны. И если начальство может искренне стремиться к большим и, главное, быстрым инвестициям, то аппарат может быть кровно заинтересован в медленном хождении бумаг по кабинетам — мелкий чиновник жиреет именно благодаря волоките, настаивая на собственной значимости, когда движение бумаги из кабинета в кабинет сопровождается бесчисленными «откатами» и взятками. Не случайно, например, такой солидный инвестор, как шведская компания «IKEA» получила земельный участок в Нижегородском регионе сразу после Москвы и Санкт-Петербурга. А открытие предприятия состоялось позже, чем в других регионах Приволжья.
Нынешняя система инвестиционной деятельности в регионе, кроме не до конца продуманной стратегии развития области, грешит, по крайней мере, еще двумя пороками. Первый — это отсутствие «инвестиционной самостоятельности» на местах. Если раньше те же Бор и Арзамас могли себе позволить работать с инвесторами напрямую, то Валерий Шанцев, принципиальный враг всякого самоуправления, замкнул все на себя. Работа с инвесторами сегодня сводится к двум взаимодополняющим заявлениям губернатора и вице-губернатора по вопросам промышленности и инвестиций Владимира Иванова. Губернатор сказал: всех инвесторов прошу к себе в кабинет, — и все вопросы будут решены. Иванов дополнил: с портфелем предложений больше $10 млн — к губернатору, меньше — ко мне. Зная стиль руководства Шанцева, понимаешь, что иного и быть не может.
Однако, ведь делать такие заявления — расписаться в бессилии. Потому что они ясно показывают: в региональной администрации нет отлаженной структуры работы с инвесторами.
Конкретными направлениями для создания внятной инвестиционной политики представляются следующие. Детальный учет ресурсов — энергии, рабочей силы. Грамотная правовая база для инвестиций и механизм учета ее функционирования. Привлечение в регион крупных, транснациональных, инвесторов. Выработка с ними отношений на основе так называемого социального партнерства.
И, главное, вот что: все-таки полагать приоритетным инвестором следует рядового жителя области. Сделай людей богатыми — и они сделают богатым регион.