№4 (30), 02.05.2007
Политика
А им летать охота!
или Как одного губернатора в небо потянуло
«Время губернатора стоит дорого», — заявил Валерий Шанцев, отвечая на вопрос читателя «КП в НН» о мотивациях покупки областным правительством вертолета. Все-таки никогда не понять обывателю тонкостей современного управления. Кстати, тот самый читатель, видимо, не знал, что для увеличения «мобильности» нижегородский губернатор арендует самолет. Для выполнения масштабных, так сказать, миссий.
Информация о намерении Валерия Павлиновича заиметь свой собственный МИ-8 поступила не откуда-нибудь, а от него самого. Год назад информагентства пестрели сенсационными, но однообразными сообщениями, объясняющими широким нижегородским массам, что «совершая утомительный объезд районов Нижегородской области, губернатор Валерий Шанцев заявил о необходимости покупки вертолета и создания компании по ремонту бесхозных автодорог». Шанцеву, объясняли со своих веб-страниц корреспонденты информагентств, было сложно контролировать работу районов Нижегородской области, так как он может попасть в районы только на автомобиле, что занимает много времени. По его мнению, облет районов на вертолете позволит более эффективно осуществлять контроль над регионами области. В одном из интервью Шанцев пояснял свою простую логику: «Меня спрашивают, зачем я покупаю вертолет. А почему я должен тратить целый день, чтобы на машине добираться в какой-то отдаленный район области?… Или про самолет спрашивают… Меня часто вызывают в Москву. Представьте, совещание, на которое меня пригласили, состоится в час дня. Я вынужден утром на рейсовом самолете вылетать в столицу, ждать полдня это совещание, и потом только вечером на рейсовом самолете возвращаться обратно. С чартерным рейсом все было бы проще».
Возможность губернатора вознестись над бренными проблемами вверенных территорий и взглянуть на них с высоты птичьего полета привлекла всеобщее внимание. Современным губернаторам-самодержцам вообще нравится ньюсмейкерствовать. Вот и господин Шанцев подробно рассказал, что в ближайшее время будет заключен договор с Казанским вертолетным заводом о покупке того самого МИ-8 МТВ-1, а для дальних поездок будет приобретен самолет московского «Универсал-Круиз».
Вообще-то, планировалось провести открытый аукцион по закупке жизненно необходимых нашему мобильному губернатору летательных аппаратов, но позднее стало известно, что, в соответствии с опубликованной документацией, аукцион был признан несостоявшимися, так как на каждый лот было подано по одной заявке. Однако конкурсная комиссия рекомендовала заключить контракт на поставку воздушных судов именно из Казани и Москвы.
Справка НГ в НН
МИ-8 — это многоцелевой вертолет, который выпускается в пассажирском, транспортном и деловом вариантах. Пассажирский имеет кабину, оборудованную системами вентиляции и отопления. Он вмещает 11 или 9 пассажиров, а также буфет, гардероб и туалет.
Назло всем, широкой общественности указали и конкретные суммы контрактов, наступив на горло любимым песням народа о зажравшихся чиновниках и растранжиренных бюджетных средствах. В общем, на поставку вертолета выделили 137,5 млн рублей, а на поставку самолета — 850 тыс долларов (около 23 млн рублей). Так безапелляционно с нашим почти гражданским обществом еще никто не поступал. Ведь информационная революция, в отличие от оранжевой и каштановой, до нас все-таки дошла, и сопоставить несколько фактов из сферы бюджетных трат может любой школьник. Недавно, к примеру, областная власть созналась, что не имеет возможности изыскать 60 миллионов на закупку годового запаса инсулина для всех диабетиков нижегородчины. А 160 миллионов, необходимых для передвигающегося по области и континентам Валерия Шанцева нашлось. Время губернатора, судя по всему, важнее всех диабетиков вместе взятых. Да и не только их.
В пресс-службе губернатора удивленно переспрашивали и объясняли, что не владеют информацией о закупках летательных аппаратов. Но нам сдается, что, напротив, они очень хорошо все знают, и откровенно печалятся теперь, что губернатор так много рассказал в свое время о своих желаниях передвигаться максимально быстро.
Скептики скажут нам: но ведь и другие чиновники высшего уровня тоже частенько летают на собственных воздушных средствах передвижения.
Однако все познается в сравнении. Так что, давайте сравнивать. Вот, например, глава Росатома Кириенко и министр природных ресурсов Трутнев тоже летают на вертолетах. Только безопасную транспортировку министерских портфелей обеспечивают аппараты, стоящие 10 миллионов. Так себе аппарат, сразу ясно, — даром, что знаменитый американский «робинзон». Другое дело, у тверского губернатора Зеленина — тот стоит около 100 миллионов отечественной неконвертируемой. Только случай тут особый: господин Зеленин раньше олигархом в Норникеле служил и теперь летает за свои деньги исключительно.
И если бы Валерий Павлинович на собственные сбережения купил себе вертолет, никто бы и слова ему не сказал. Но ведь все ровно наоборот…
Эмилия Новрузова