№55 (2055), 24.05.2013
Культурный слой
Антракт по-нижегородски
Дождливым вечером 20 мая в арт-галерее «Кладовка» тихо и по-домашнему прошла презентация уже успевшего наделать шуму первого нижегородского театрального интернет-журнала «Антракт, негодяи!»
ХОР №: Александр Ряписов, Алексей Хореняк, Валентин Омётов
Куратор проекта Елена Востокова, главный редактор Елена Чернова, доктора филологических наук Вера и Николай Фортунатовы
Лев Харламов, актер, педагог
Если точнее, то презентация эта была посвящена не столько журналу в целом, сколько успешному выходу в свет первого его номера. Интернет-журнал уже несколько месяцев успешно функционирует на просторах мировой сети. Именно мировой — свой читатель на нижегородскую новинку нашелся и во Франции, и в Германии. Наших знают еще и в США, Белоруссии, Украине. Это еще что: за последний месяц сайт журнала посетили пользователи интернета из 37 российских городов.
Если уж говорить о статистике, то за две последние недели марта 2013 года журнал посетило аж две тысячи человек, а в апреле это количество составило уже три тысячи. В среднем на день приходится по 250 посетителей — совсем неплохо для новоиспеченной затеи. Но гораздо важнее другое. Хитрый фиксатор посещаемости сайта показал, что на каждые сто читателей журнала приходится по девяносто новых, впервые зашедших на сайт. О чем это говорит — судите сами.
И еще кое-что. Если всего какой-то месяц назад среднее время хождения читателя по сайту составляло не более семи минут, то сейчас это среднестатистическое время достигает получаса. Есть и те, кто больше часа читает (наконец-то! читает про театр!) журнал. На этом месте директор и главный редактор журнала «Антракт, негодяи!» таинственно потирают руки. Цель-то достигнута. Журналы существуют для того, чтобы их читали. По крайней мере, так всё и было, пока с приходом XXI века планета не начала вращаться в разы быстрее и прочтение журнала от корки до корки для многих стало занятием из разряда экзотических. А тут — пожалуйста, и полчаса читают, и даже час. Немного замедлить темп жизни, дать людям возможность без спешки почитать и пообщаться о театре — вот одна из задач редакции.
Почему это важно?
Один из самых популярных вопросов — зачем? И что потрясающе, уместен он практически всегда. Сами попробуйте. Так вот, зачем нам в Нижнем Новгороде свой театральный журнал? Раньше жили — и ничего.
И без электричества тоже, кстати, жили! — кажется, именно так могли бы ответить на этот вопрос два самых главных человека в жизни журнала «Антракт, негодяи!» — Елена Востокова (куратор и директор проекта) и Елена Чернова (главный редактор и театральный критик). Но на деле никто этот проект с электричеством не сравнивает. Елена Чернова говорит, что уже лет, наверное, двадцать ведутся разговоры о создании театрального журнала и вот наконец он увидел свет. Елена Востокова говорит, что без театральных рецензий сам театр существует неполноценно — как же тут без специализированного издания. Среди гостей презентации появилась даже версия о том, что сейчас основание театрального журнала в Нижнем Новгороде сродни прокладке железных дорог в США во времена Великой депрессии — сколько времени прошло, а дороги все еще ничего.
От режиссеров спектаклей часто требуют, чтобы они точно знали для кого этот спектакль, а для кого тот. Ну и режиссер может сказать: «Красная шапочка» — для детей, а вон тот, где про любовь — это для взрослых. На этом подразделение на категории может и закончиться, ведь крепкой связи с аудиторией у театра нет. Каждый варится в своем соку. По замыслу создателей, «Антракт, негодяи!» должен стать своеобразной площадкой, местом встречи этих двух сторон.
Буфет
Журнал публикует как серьезную театральную критику, написанную людьми с именем и опытом зрителя, так и более простые рецензии — для тех, кто только «втягивается» в театр. Рубрик в интернет-журнале огромное множество, и структура сайта непростая — есть где побродить, на что посмотреть. Создатели «Антракта» ставят перед собой цель захватить как можно большую аудиторию, как можно большему количеству людей показать, что такое театр и какое место он занимает в культурной жизни вообще и жизни города в частности.
Уже сейчас в рамках журнала стартовали два спецпроекта. Один из них посвящен будущим актерам театра, первокурсникам театральных училищ. Суть проекта пока еще держится в тайне. А вот второй проект, «Учимся смотреть», уже успел стать популярным среди студентов, для которых и был придуман. Еще до выхода журнала в свет в Нижегородском государственном академическом театре драмы им. М.Горького проходили обсуждения спектаклей, встречи с актерами и режиссерами постановок. Этому проекту есть куда расти — остались записи в блокнотах и на диктофонах великих критиков: то, как они рассматривали спектакли и на что обращали внимание может послужить материалом для новых открытий.
Елена Востокова и Елена Чернова не зря надеются на разнородность публики и на превращение сайта в площадку для общения зрителей, критиков, людей театра. Одна из рубрик, «Галерка», создана специально для публикации любительских рецензий и отзывов зрителей. С помощью этой, казалось бы, не новой идеи, сделать каждого зрителя еще и автором, журнал «Антракт, негодяи!» запускает механизм взаимной связи между театром и зрителем.
Что дальше?
Люди, близкие к театру, бывает, жалуются на журналистов — мол, они про театр ну никогда просто так не напишут, только если режиссер умрет или пожар случится. А если какой спектакль успешно прошел и никто никого реквизитом не травмировал — то и писать не о чем. Скептически настроенные люди с последним согласятся — вот напишет театральный журнал рецензии на все спектакли, а дальше что? А дальше — новые выпуски. Тема театра себя не изжила, и изживать не собирается. Более того, театр нынче переживает очень интересное время.
Кое-какие перспективы развития «Антракт, негодяи!» четко видны уже сегодня. Вот вы знаете, сколько в нашем городе небольших непрофессиональных и полупрофессиональных театров? А редакции театрального журнала знают. И ведь именно на небольших сценах происходят самые неожиданные вещи. Получается своеобразное уравнение — чем меньше театр, тем больше чудеса. Один только детский «Синий краб» чего стоит — кто знает, откуда, из какого сора и подсобного материала растут эти театральные стихии. О таких вещах просто необходимо писать всерьез.
Все новые исследования и рубрики — еще один нескончаемый источник энергии. Неизвестно, до каких размеров вырастет задумка Елены Черновой привлечь Германа Павловича Трифилова к исследованию музыкальной составляющей театра. У новых авторов — новые идеи. Вот, например, нижегородский писатель, Хазин Валерий Борисович (автор книги рассказов «Подлинные приключения на вымышленных территориях»), сам захотел рассказать о спектакле «Человек-подушка» театра одновременной игры «Zоопарк». Актер театра, Лев Харламов, кстати, тоже был на презентации, читал стихи — говорят, обещал вести авторскую колонку в новом журнале. То ли еще будет.
Людмила Вожакова