13-05-31
Культурный слой
Еще раз о гражданской позиции
«Элизиум» — «Злое сердце», 2013
Уже не помню, где я вычитал довольно меткое замечание по поводу сегодняшних песен протеста. Сводилось оно к тому, что гражданская поэзия в принципе не может возникнуть в среде интеллектуалов, так как те заражены постмодернистским сознанием, предполагающим ироничное отношение ко всяким этическим и политическим ценностям. Поэтому поэзия и песня протеста создаются обычно в среде народной, непрофессиональной, графоманской. И это именно графомания умеет довольно лихо призывать к активным и осмысленным действиям, к преобразованиям и переменам. Потому наивно ждать боевых песен протеста, скажем, от Гребенщикова — в реале их выдают сегодня группы вроде «Рабфака».
Недавно опубликовал новый протестный сингл «Злое сердце» нижегородский «Элизиум», одна из самых популярных на сегодня поп-роковых команд. «Элизиум» сделал карьеру на беззаботных песнях о выпивке и прочем подростковом отрыве башки, но с некоторых пор в его репертуаре стали появляться социальные боевики, в которых, как правило, вся политическая палитра сводится к двум цветам — белому и черному, зато политическая сознательность проявляется весьма недвусмысленно.
С каждым новым днем
Мы всё ближе к краху,
Палки в колеса, аресты, допросы
И неутешительные прогнозы.
Пусть вне закона, пусть на прицеле —
Но мы на пути к той заветной цели…
Меня всегда смущало, что «Элизиум», обращаясь к сложным темам, не спешил менять музыкальную составляющую, и сердитые строки наложены на все тот же поп-панковый мейнстримовый грув. И я бы хотел поверить вокалисту Александру Телехову, который выпевает «вне закона» и «на прицеле», но не получается, не верю.
И я решил обратиться к двум специалистам в области песен гражданского звучания — Михаилу Борзыкину («Телевизор») и Василию Шумову («Центр»), попросив прокомментировать «Злое сердце».
По мнению Михаила, музыкальная форма и текстовое содержание уже лет пятнадцать не слишком уживаются в нашей рок-музыке.
— Многие позаимствовали у попсы этот пошлый, банальный приемчик — на беззаботную музычку класть драматический текст. Этот диссонанс и отличает наш рок от мирового — и смешит, и раздражает одновременно. Как-то все убого.
Но Шумов был настроен намного лояльнее.
— Именно для этой группы — неплохо. Пример гражданской позиции, дефицитом которой поражены многие наши музыканты. И, думаю, не стоит цепляться за поп–рок-манеру исполнения песни с протестным содержанием. Скорее наоборот, имеет смысл всячески поддержать музыкантов, которые начинают задумываться над происходящим и отражать в своем творчестве ситуацию в стране, на глазах формирующееся полицейское государство Путина. Сегодня мы оказались в тяжелом случае конформизма, приспособленчества и гражданской трусости среди наших музыкантов. Любое проявление гражданской позиции у тех, кто еще вчера был всем довольным приспособленцем, надо приветствовать. Эстетика современной песни протеста только формируется.
Нужно, чтобы песен, написанных после событий на Болотной площади, набралось побольше — после чего и разбирать, что удалось, а что нет. А пока Шумов советует просто поддерживать музыкантов, включающихся в протестное движение через творчество.
Вадим Демидов