13-06-08

Общество

У «ломоносовых» появился шанс?

Несколько слов в защиту ЕГЭ

В российских школах началась горячая пора сдачи Единого государственного экзамена. Одновременно в российской прессе стартовала становящаяся уже ежегодной кампания по «очернению» этого самого ЕГЭ в стиле «раньше было лучше». Я лично так не думаю.

Фото www.lipetskmedia.ru

Напомню, что главная цель введения Единого государственного экзамена — уравнивание шансов на продолжение учебы в престижных вузах выпускников из столиц и провинции, «бедных» и «богатых». Считаю, что с поставленной целью Единый государственный экзамен в целом справляется, пусть и с оговорками. Выпускники из провинции сейчас имеют возможность сдать экзамены в привычной обстановке в родной школе, а не ехать в Москву или другой крупный город, чтобы сдать экзамен во враждебной стрессовой обстановке чужих стен и лиц. И это главное.

Мне кажется, я начинаю понимать, откуда растут ноги у критических оценок ЕГЭ. Вузовская мафия осталась не у дел, лишившись части своих нелегальных доходов. Отсюда и «вселенский вой» в прессе по поводу якобы несправедливости ЕГЭ. Говорят, что сегодня взятки при сдаче экзаменов переместились из вузов в средние школы. Допускаю, что это так.

Выходит, что вузовские преподаватели, лишившись кормушки, обратили свой гнев на коллег из общеобразовательных школ? Начнем с того, что размеры взяток в вузах и школах отличаются в разы. Кроме того, если провинциал «не тянет», учиться в столице он все равно не сможет. Зато те, кто могут и хотят, сегодня поступают в столичные вузы гораздо легче, чем раньше. Что и требовалось доказать. Остальное — демагогия.

На днях состоялось очередное заседание «Нижегородского эксперт-клуба». Большинство экспертов, как и предпролагалось, осудили введение ЕГЭ в российских школах. Аргументы «против» ЕГЭ чаще всего стандартны. Например, директор школы № 24 Елена Моисеева считает, что детям необходимо давать право выбора, в какой форме сдавать экзамен. «Система ЕГЭ отметает потенциал творческих людей, который раскрывается не в тестах, а в умственной работе, связанной с воображением, рассуждениями. Строго введя только ЕГЭ, мы потеряем ту часть людей, которые мыслят не в рамках привычного», — отметила она.

А вы представьте себе, как такой вот творческий выпускник до введения ЕГЭ приезжал, например, в МГУ, приемная комиссия в котором была уже под завязку забита пожеланиями от блатных. Сегодня у него есть шанс стать студентом МГУ, раньше эти шансы сводились к минимуму.

Декан философско-теологического факультета Нижегородского государственного университета им. Козьмы Минина Сергей Кочеров отметил, что многие центральные университеты России на специальностях, связанных с высокими технологиями, физикой и математикой, ввели свои внутренние экзамены помимо ЕГЭ, что позволяет производить естественный отбор абитуриентов. Вот вам прекрасный пример, когда ЕГЭ может быть легко подкорректирован на местах, сохранив при этом свою базовую ценность уравнивания шансов выпускников.

Заместитель председателя комитета по регламенту Государственной Думы РФ, депутат фракции ЛДПР Александр Курдюков считает, что система единого госэкзамена рождает неуверенность в себе у выпускников, поэтому может нанести психологическую травму в случае, если ученик не добрал баллов на ЕГЭ и не сумел попасть в университет после окончания школы.

«Моя дочь сдает ЕГЭ в этом году: она понимает, что может не добрать какие-то баллы до проходного, поэтому предлагает подать документы в вуз похуже. Я считаю, что в таком случае система работает не слишком корректно. Она не помогает учащимся определиться с местом обучения, а сужает выбор вуза до самого непрестижного», — говорит Курдюмов.

Каким образом документы могут быть поданы в «вуз похуже», если еще не сданы все экзамены? А если бы дочь Курдюмова не сдала экзамены в вуз при прежней системе отбора, у нее разве не было бы проблемы при поступлении до введения ЕГЭ?

 

P.S. Редакция, не относящаяся к «вузовской мафии», оставляет за собой право не разделять точку зрения нашего постоянного колумниста.

подтекст

Ситуация с ЕГЭ в этом году, несмотря на инциденты прошлых лет, ошеломительная. Накануне каждого экзамена ответы утекают в Сеть. Для новоявленных взломщиков и мошенников, или, как они сами предпочитают себя называть, предпринимателей, ещё не предусмотрено наказание, хотя многие эксперты не раз высказывались о необходимости введения поправок в УК. Но пока методов правовой борьбы с этим явлением нет.

Как и всегда в этом году отличился Кавказ. ЕГЭ-туризм уже стал своеобразной легендой. Некоторые учителя дагестанских школ говорят, что даже дети-медалисты предпочитают выезжать в село для сдачи экзаменов. И по карману, говорят, не бьёт, и контроля никакого.

А что мы получим, когда в университеты хлынет поток «отличников», которые не могут связать трёх слов на государственном языке? Существует в наших учебных заведениях такая традиция: тянуть студентов. Отчисления сейчас не в почёте, и престижные ВУЗы, например наш иняз, не любят ставить низкие оценки, будь то диплом или госэкзамен. Думается, поступившие в этом году абитуриенты со стопроцентными результатами ЕГЭ, получат свои дипломы. И устроятся на работу, что ещё страшнее.

дословно

ЕГЭ — лёгкий способ бросить учиться

Последнее заседание «Нижегородского экспертного клуба», прошедшее 5 июня 2013 года, было посвящено проблемам Единого государственного экзамена. Вопрос, беспокоящий общественность не первый год, в последние дни звучит особенно остро в связи с публикацией ответов для ЕГЭ до проведения самих экзаменов.

 

Александр Курдюмов, депутат Государственной Думы:

— ЕГЭ — действительно ошибка. Не буду говорить про заговоры. Это просто была ошибка людей, которые, глядя на Америку, решили сделать у нас, как у них. Ответы на ЕГЭ в интернете будут появляться каждый год. Это значит, что учиться дети не будут, потому что знают, что найдут ответы в Сети.

Как можно к литературе применить ЕГЭ? Одно дело математика, химия, и другие точные науки.

 

Владислав Вишнепольский, основатель Нижегородского либерального клуба:

— У древних индейцев была школа охотников. В ней преподавали только самые лучшие охотники, которые гордились тем, что им доверили такое ответственное дело. Почему у нас произошла феменизация школьного образования? Где найти школу, где хотя бы половина учителей была бы мужского рода? Это оттого, что, как нам и обещал Ленин, учитель встал на такую высоту, на которую никогда и нигде еще не вставал. Ниже, чем наш учитель, не стоит ни один учитель в мире.

 

Роман Кабышев, КПРФ:

— Наша партия тоже против ЕГЭ. Я 20 лет работаю преподавателем в высшей школе. Сейчас у нас происходит варваризация страны. Создается дымовая завеса, которая закрывает существующие проблемы.

Раньше детей пугали Бабой-Ягой, сегодня пугают Бабой-ЕГЭ. Некоторые родители даже отказываются от ребенка, чтобы он на правах сироты сдал экзамен на льготных условиях. Другие переезжают в Дагестан.

У нас завышенные ожидания. Почему-то мы оприорно думаем, что в США и в Европе хорошее образование. Это взгляд туристов, которые приехали, поверхностно посмотрели, получили грант и вернулись, чтобы сделать так же.

Сергей Анисимов