13-07-05

Культурный слой

«Под крылом — Русь. Впереди — Русь…»

Марина Кулакова человек бесконечно добрый, а поэт — непоправимо честный. Захар Прилепин

Не так давно попал в мои руки неподдельный «кулаковский» раритет. Книжица с картонной обложкой древесного цвета. Без названия и иллюстраций. Тексты отпечатаны на тонкой папиросной бумаге. Настоящая лирика закрытого Горького. Время первого Горьковского рок-фестиваля…

Листаю книжицу, думаю: «Жаль, все-таки поэзия Кулаковой в интернете представлена плохо. Вот бы Марине персональный сайт? Maricula.ru домен наверняка свободный».

И в конце весны 2013 года у нижегородской поэтессы выходит новая книга стихов «Корень Русь». Поговорим о ней.

«Что варяги русь — доказать берусь…»

Ни для кого не секрет — какое имя даст своему кораблю литератор, так и плыть им по волнам истории с именем этим. Неслучайно Марина Кулакова нарекла новую книгу «Корень Русь». Корень «Русь» означает «свет».

Итак, сборник лежит на столе. Листаем. Первое, что приходит на ум — назвать книгу именно сборником почти невозможно. Перед нами цельное художественное исследование с нераздельным поэтическим высказыванием. При прочтении читателю становится ясно, что предшествовал всему этому труд не только литературный, не исключительное действие со словом, но и кроме всего — собственные поисково-исследовательские работы автора.

Внешне книга выглядит очень достойно. Ощущение рукотворности передает изображение старинной вышивки по ткани, «рожаничная» композиция — древнее женское божество.

В стихотворениях Марины, несмотря на довольно весомое количество архаизмов, древних образов и метафор — много нового. Возникает ощущение, что ты считываешь ценную информацию в первоисточниках русского языка. В неискаженном виде. Читатель сам чувствует корнесловие, участвует в созидании этимологии слов.

Наверное, каждому поэту важно, чтобы его понимали. «Я всю жизнь ищу тех, — говорит Марина, — кто слышит русскую речь». Автор «ставит на Русь», верит в высшую шкалу ценностей и предлагает нам сделать ту же ставку. Поставить на свет.

 

Что варяги русь — доказать берусь, и

Не варяги русь — показать берусь:

Русь восходит к первомолитве,

Первоклятве и первобитве.

«Домотканно и златошвейно — и душевно и душегрейно…»

Корпус книги «Корень Русь» состоит из 38-ми стихотворений и культурологической статьи-эссе «О том, как олениха-важенка, Небесная хозяйка, превратилась в двуглавого орла».

Многие стихотворения снабжены авторскими примечаниями. По моим ощущениям, примечания ничего не «крадут» у стихотворений, как это часто случается, наоборот — они на руку читателю. Это могут быть описания крестьянских обычаев и обрядов («Окликание звезд», «Суженый»), а также своего рода значения тех или иных выражений, архаизмов («Вспомни покон», «Разговор о небесных и земных иерархиях зимой 2012 года»).

Путь в «Корень Русь» начинается со стихотворения «Вспомни покон». Поэт говорит о благих установлениях, тысячелетней традиции, мудрости. Вспоминает звательный падеж, ищет и находит корни, озвончая пространство:

 

Звательный падеж — отче!

Звательный падеж — старче…

Русской речи здесь

костерочек, —

Ты гори выше, гори — ярче!

Звательный звучит

Звонче…

 

Следующие три текста («Мою маму…»; «В «Войне и мире»; «Я была здесь белой вороной…») можно охарактеризовать как «inner bio» самого автора.

Двигаясь от стихотворения к стихотворению, понимаешь, что поэзия Кулаковой — домотканна и златошвейна. Она душевна и душегрейна. Такая поэзия измеряет объем и глубину русской речи, открывает многие смыслы речи как таковой.

 

Да б навеянное крепко беречь,

Ты свивай-крепи веревьями речь,

ты веревья обвивай и двои,

станут крепкими веревья твои,

встанут сваями веревья твои, —

так становятся — деревья

Твои

 

Вот, к примеру, удивительная история «Про Весляра и Гусляра», где Кулакова открывает тайны народного ремесла, рассказывает о керженских умельцах, о древнерусской рыбацкой лодке — ботнике. Много ли мастеров на земле Нижегородской, кому под силу исчезающее рукотворное ремесло-искусство?

Хочется вспомнить Бродского: «Если у поэта есть какое-то обязательство перед обществом — это писать хорошо. Находясь в меньшинстве, он не имеет другого выбора. Не исполняя этот долг, он погружается в забвение. Общество, с другой стороны, не имеет никаких обязательств перед поэтом. Большинство по определению, общество мыслит себя имеющим другие занятия, нежели чтение стихов, как бы хорошо они ни были написаны».

В книге много хороших стихов. Я, пожалуй, назову три своих самых любимых: «Призвание оленей», «Женствую», «История про Весляра и Гусляра».

Если есть у поэта читатели, есть единомышленники, значит — он не в меньшинстве. У Марины они есть.

А что у нас?

 

Под крылом у нас — Русь.

Впереди — Русь.

Взлетим?

Дмитрий Ларионов