13-07-12

Культурный слой

О хорошем и плохом. Закрытие театрального сезона

Традиция подводить итоги не обходит стороной и театральный мир. 3 июля в литературном кафе «Безухов» состоялась встреча вне формата, посвященная ушедшему театральному сезону 2012–2013. Инициаторами встречи выступили участники сообщества «Культурный фронт» и команда театрального журнала «Антракт, Негодяи!».

Как часто это бывает в том случае, когда за дело берется «Культурный фронт», всё обсуждение прошло четко, ясно и с расстановкой. Было поднято несколько конкретных вопросов. Главная цель встречи — проследить основные тенденции и наметить пути дальнейших действий, придти в своих суждениях к некоему общему знаменателю — была достигнута. Итак, по порядку.

Ушедший сезон. Что нового?

С разным уровнем экспрессивно-эмоциональной окраски в выражениях, в общем и целом прошедший сезон был окрещен спокойным. Самой категоричной стала версия о том, что и движения в ушедшем театральном году не было, и, соответственно, тенденций никаких не наметилось. Этот театральный сезон можно назвать продолжением, уточнением предыдущего. С одной лишь разницей — сезон 2012–1013 получился несколько скучнее.

Если в сезоне 2011–2012 проект drama talk, например, только начинался, то и у участников глаза горели ярче. В этом же году страсти поутихли, даже регулярные обсуждения после читок стали тише. Зато вдумчивее. Проводилась более профессиональная, глубокая работа над увиденным. Происходящее перестало восприниматься как новинка — появилось желание обсуждать сами пьесы, обращаться к текстам.

Да и в целом актеру в Нижнем Новгороде стало будто бы скучно работать. За исключением тех случаев, когда появляется возможность создавать что-то свое — например, с актерами других театров. Поэтому проект drama talk и вызвал такой бурный интерес, как только появился. А теперь то ли первая волна радости прошла, и надежд поубавилось, то ли…

Не дает покоя и ситуация с нижегородскими режиссерами, а точнее с отсутствием их в городских театрах. Ярко проявляется известная в режиссерской среде ситуация — когда в сорок лет только начинается работа по специальности. Молодым у нас везде дорога закрыта. А еще политика городских театров такова, что лучшим режиссером считается приглашенный. Остается вопрос: почему?

Событие сезона

Несмотря на «спокойствие» ушедшего театрального года, событий, которые были бы достойны называться главными в сезоне, набралось вполне достаточно. К единому мнению в этом вопросе придти было сложно, как это всегда бывает в подобных случаях. Тем не менее, список «победителей» определился четко.

Открытие первого нижегородского театрального Интернет-журнала не перестает радовать. На «Антракт, Негодяи!» возлагаются действительно большие надежды, как его создателями, так и людьми, любящими театр или имеющими к нему прямое отношение. Многие из присутствующих заметили, что театральное «сообщество» Нижнего Новгорода раздроблено на маленькие ручейки. Каждый смотрит в свою норку, в свой уголок. Общая площадка для дискуссий, какой стал «Антракт, Негодяи!», может помочь слить все эти потоки по интересам воедино.

Как бы это ни было непатриотично, едва ли не лидировал по рейтингу «событийности» привезенный в Дом Актера спектакль «Допрос» по повести Захара Прилепина. Гастроли театра «Предел» действительно стали событием в Нижнем Новгороде. Спектакль затмил многое происходящее в городе и по качеству происходящего на сцене, и по отобранности зрителя, купившего билеты. К слову, сам факт того, что в Доме Актера снова начали совершаться театральные действа, также был отнесен к разряду главных событий сезона.

Тем не менее, нижегородские спектакли также не остались в стороне: участники встречи особенно выделили спектакль «PRO собак» режиссера Елены Фирстовой (ТЮЗ) и спектакль «Саломея» (Нижегородский государственный академический театр драмы). Равно как и не дал о себе забыть нашумевший спектакль «Человек-подушка» театра одновременной игры Zooпарк — помимо положительных, он также получил и один негативный отзыв и даже удостоился звания «антисобытие».

Неоднократно упоминался состоявшийся вечер памяти «грустного клоуна» Леонида Енгибарова и еще не состоявшийся Фестиваль уличных театров, который будет проходить в течение нескольких дней, 12–14 июля 2013 года и особенно интересен тем, что охватит и заречную часть города.

Чего ждать?

Конечно, главное ожидание нового театрального сезона — решение проблемы с независимой театральной площадкой, а точнее с её отсутствием. Этому вопросу уже без малого два года. И вот не так давно флаг первенства по разрешению этой ситуации перешел из рук Льва Харламова в руки Елены Фирстовой. А вообще создание новой площадки обещает стать достоянием всей театральной общественности. На это все надежды.

Большие надежды возлагаются на нижегородского зрителя. Была высказана версия о том, что да, наконец-то нижегородец стал смотреть нижегородское, а не бегать в вечных поисках импорта. Но эта версия, как оказалось, является ничем иным, как субъективным наблюдением. В котру ей мгновенно образовалось еще две версии по этому вопросу — о том, что нижегородец и сейчас любит ударить по импорту, и о том, что, оказывается, житель Нижнего Новгорода всегда предпочитал культурный продукт именно своего города. Вот так вот. А ожидание-то одно.

Людмила Вожакова