№4 (30), 02.05.2007

Общество

Ох, рано встает охрана

Государственные органы охраны памятников «проспали» снос еще одного объекта. На сей раз — федерального

В минувший понедельник авторы статьи направили в прокуратуру очередное заявление о сносе очередного памятника архитектуры. Памятник федеральный, поэтому и прокуратура, куда мы в этот раз обратились, — областная. Место трагедии — город Выкса. Опять повторилась сказка про белого бычка: о преступлении в отношении «культурного наследия народов Российской Федерации» (так в Законе) правоохранительным органам сообщают налогоплательщики, а государственные «охранники», получающие за счет этих налогоплательщиков зарплату, пребывают по поводу случившегося в блаженном неведении. Точнее, ведать ничего не желают.

Усадебно-промышленный комплекс А.Р. Баташева, частью которого являлась снесенная контора, был построен в 1786 году. Ансамбль усадьбы планировалось отреставрировать к 250-летнему юбилею Выксунского металлургического завода. Комплекс баташевских построек — гордость не только выксунцев. Это часть общенационального культурного достояния. Статус памятника республиканского значения здание конторы (вместе с другими усадебными постройками) получило еще в далеком 1960-м году. Проект реставрации жемчужины нижегородского барокко был подготовлен специалистами научно-исследовательского предприятия «Этнос». Задача сложная: предстоит не просто привести обветшалое здание в божеский вид, но и вернуть ему первоначальный облик. За ее решение взялось ООО «Гама-строй» — дочернее предприятие турецкой кампании «Гама Эндастри А.Ш.». Выбор неслучаен, — фирма имеет лицензию на проведение научно-реставрационных работ.

Однако уже в марте выяснилось, что отношение специалистов «Гамы» к вопросам научной реставрации весьма своеобразное. Вывести объект из его нынешнего плачевного состояния «реставраторы» из «Гамы» решили попросту его разобрав. Начали с кровли. Тревогу забил известный исследователь нижегородского зодчества, историк, научный сотрудник «Этноса» Алексей Давыдов. 27 марта он обратился с письмами в адрес руководителя Управления Росохранкультуры по Приволжскому федеральному округу Дмитрия Мусина и главы Управления государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области Виталия Колесникова, в которых просил принять для спасения памятника срочные меры. Давыдову ответили, выразив «признательность» за предоставленную информацию, и пообещали разобраться. Разобрались — в понедельник на месте баташевской конторы уже копали котлован.

Причем, вандалы, по неофициальным источникам, руководствовались самыми «благими» намерениями. Что такое научная реставрация древнего здания? С точки зрения нынешних полуграмотных ценителей показного «благолепия» — сплошное мучение! Гидроизоляция фундаментов, лечение от плесневого грибка толстенных стен, укрепление массивных сводов, вычинка древней кладки, любовное восстановление утраченных деталей… И много еще разных других забот — возьмите любой вузовский учебник по реставрации. Но учебники у нас пишутся, видимо, лишь для школяров. Выксунские «практики» решили избавить себя от всех этих забот, применив более рациональную методику. Она проста. Шаг первый — подлинный памятник раздолбать к чертовой матери при помощи бульдозера. Шаг второй — возвести на его месте макет в натуральную величину из подручных материалов. Никаких тебе арок, сводов и прочих архитектурных излишеств — стенки толщиной в один кирпичик, подвесные потолочки и сплошной евроремонт. Быстро, дешево, и сердито. И блестеть весь этот скворечник будет со всех сторон, как у кота причинное место. А главное — к ноябрю поспеть, к юбилею! Когда в город высокое губернское начальство съедется. А начальство у нас, как сорока, — все, что блестит, очень уважает!

Справедливости ради заметим — использованная «Гамой» методика придумана не ей самой. Она усиленно внедряется в Нижнем Новгороде уже многие годы при попустительстве, а то и активном поощрении областных органов охраны памятников. Шедевры нижегородского зодчества в угоду застройщикам заменяются топорными копиями, имеющими весьма отдаленное сходство с разрушаемыми оригиналами. Недавно (мы об этом уже писали) Виталий Колесников предложил заменить подобной подделкой чудом спасенный гражданами памятник эпохи модерна — дом Цылбова на улице Новой. Такая практика противозаконна: в соответствии со статьей 47 Закона «Об объектах культурного наследия» их воссоздание возможно лишь в исключительных случаях и только тогда, когда объект уже утрачен. Уничтожение подлинного памятника — уголовное преступление, караемое, в соответствии со статьей 243 Уголовного кодекса, лишением свободы на срок до пяти лет. А санкция на такие действия, данная госчиновником, подпадает по другую статью УК — «превышение должностных полномочий». Никаких «но» (типа «памятник имеет высокую степень износа») закон не предусматривает. Парфенон тоже очень ветх, но никому не приходит в голову заменить его гипсовым макетом. В Вене несколько десятков лет разрушался от ветхости дом Моцарта, в котором тот создал «Волшебную флейту» и «Женитьбу Фигаро» — здание той же эпохи и стиля, что и разрушенная в Выксе контора. Ни в одну дурную голову не пришла светозарная мысль о том, что здание нужно снести и отстроить заново. Дом был подвергнут научной реставрации. Австрийцы не пожалели ни времени, ни средств. Впрочем, дело возможно в том, что в Греции и Австрии пока не родились свои Мусины и Колесниковы.

Оба чиновника были практически недоступны для комментариев и в понедельник, и во вторник. Как только мы звонили в их организации, представлялись и спрашивали о событиях в Выксе, нам неизменно отвечали, что начальство «на совещании», «занято», «на проверке», либо очень торопится и вот прямо сейчас «убегает». Видимо, сказать им нечего.

Символично, что уничтожение еще одного объекта культурного наследия по времени совпало с фактическим запретом на проведение «Другой Россией» митинга, одной из основных тем которого должна стать защита исторической застройки и памятников истории и культуры. Общественный контроль власти не нужен — он мешает ей монопольно распоряжаться нашим общим наследием по собственному усмотрению.

Вся эта катавасия очень напоминает известную историю про одно четвероногое животное, которому благодушный огородник доверил охранять урожай капусты. Огородники — это мы с вами.

Станислав Дмитриевский