13-07-20

Общество

Захар Прилепин: «Нижнему Новгороду нужно бы стать образцом для подражания»

В продолжение темы о «простых нижегородцах», заданной сообществом «Культурный фронт» 20 июня, реплика Захара Прилепина, главного редактора «Новой» в Нижнем», писателя и филолога. О необходимости поднимать общую культурную планку и о том, почему в Нижнем Новгороде не знают «наших».

фото: Никита Никитич

Власть и интеллигенция устанавливает культурную планку для населения, и она должна быть максимально высока. Для процесса распространения и продвижения культуры это нормальная задача. Такая ситуация в порядке вещей для любой нации и для любого государства. Безусловно, в каждом городе, который со временем получает звание культурной столицы (будь то Санкт-Петербург в России или любой другой город за рубежом), есть некоторое количество людей, которые живут элементарным набором среднечеловеческих инстинктов и принципов. Но также всегда есть интеллигенция, которая постепенно отвоевывает все новые и новые площадки — она создает новые принципы взаимообщения, новые принципы поведения. В итоге интеллигенция задает такую планку, когда, например, слушать Высоцкого — это нормально, а слушать Токарева — это не комильфо. Читать Стругацких — это хорошо, а читать каких-то дурных писателей — плохо (их, кстати, в советское время было куда меньше чем сейчас). И это нормально. Это заставляет людей подниматься до установленной планки, и они начинают себя за это уважать. Людям нужно дать возможность над собой приподняться.

Раздумывая о своем жизненном пути, я вспоминаю, что никаких однозначно элементарных людей я не встречал. Ни в среде своей деревни, ни в какой бы то ни было другой среде. На спектакль «Допрос», поставленный по моей повести, я привел с собой своего бухгалтера, водителя — тех самых людей, которые не ходят обычно на такие мероприятия. И они всё там прекрасно поняли. Их реакция была даже более глубокой, чем реакция каких-нибудь интеллигентов. Почему мы должны давать человеку право на то, чтобы слушать Стаса Михайлова и другое подобное скотство? Не нужно этого. Нет, ну ты слушай, но знай, что только дураки этим занимаются. К слову, какой бы ни была эта треклятая советская власть, при ней средний уровень литературы был куда выше: братья Вайнеры, братья Стругацкие. То место, что сейчас занимает Стас Михайлов, занимал Иосиф Кобзон. Такие вещи просто несопоставимы.

Газет у нас существует приблизительно сто пятьдесят — и в них тоже нет никаких культурных колонок. Такое ощущение, что нижегородцам интересно читать только про ЖКХ. Но это не так. Просто этими газетами управляют те люди, что сидят в администрации — они ничего ни о чем не знают, их ничего не интересует, и они приучают к этому читателей

Именно поэтому повышение культурной планки — в частности в Нижнем Новгороде — необходимо. Более того — это возможно. Мой опыт перемещения по стране это доказывает. Вот, скажем, в Ярославле — появилось три человека, которые организовали станцию «Эхо Москвы» и издают какой-то свой листок или газетку, или в театре у них есть свой кружок. И вдруг выясняется, что в городе, где ничего этого не было — казалось, что он просто во мраке лежит, на дне — есть колоссальное количество людей, которые дико в этом заинтересованы. Они начинают скапливаться вокруг этих культурных начинаний, их как магнитом туда влечет.

А у нас в городе гораздо больше возможностей. Нижнему Новгороду нужно бы стать образцом для подражания народу России, городом, где люди ходят в театр, покупают хорошие книжки. В сравнение с Нижним существует еще пять или шесть городов, в которых есть такое же серьезное сообщество мыслящих людей. Мы могли бы здесь при малейшем желании власти создать просто необыкновенное движение, которое впоследствие расширяло и расширяло бы свои круги. В Москве я продвигаю какие-то проекты, которые кажутся мне интересными, а здесь администрации это все вообще не нужно, и чем они занимаются — мне не понятно. Я никогда в жизни не общался ни с одним министром образования или культуры и не знаю их мотивов, смысл их существования мне неясен.

У нас в городе издается двадцать шесть глянцевых журналов и ни в одном из них нет ни одной рубрики о культуре. И газет у нас существует приблизительно сто пятьдесят — и в них тоже нет никаких культурных колонок. Такое ощущение, что нижегородцам интересно читать только про ЖКХ. Но это не так. Просто этими газетами управляют те люди, что сидят в администрации — они ничего ни о чем не знают, их ничего не интересует, и они приучают к этому читателей. Если бы читатель полистал газету и увидел там, например, Вадима Демидова, Льва Харламова, или кого-то еще из нижегородских культурных деятелей, то он бы к этому привык, он знал бы — это наши, это свои и мне есть, за что их уважать. Но читатель не знает этого, он не видит этих людей в повестке дня и по телевидению. Этих людей там практически никогда и не было. Только дом, только стройка, только сад, только «Вечер трудного дня» и больше ничего. Это ненормально, и это надо исправлять.