13-07-26
Культурный слой
Лирики-политехники
Нижегородская группа heartROCKcafe на своей странице «Вконтакте» рекламирует себя как «постапокалиптический нерв растерзанного самообладания над собственными желаниями и неугомонной романтики, распятой вестниками правды — словами». Готовишься услышать громы и молнии перегруженных гитар и рев вокалиста — а получаешь слегка прифанкованный поп-рок чуть ли не в духе Uma2rmaH. И никакой зауми — сплошь любовная лирика. Умеют же запутать!
А истоки heartROCKcafe следует искать в хардкоровой команде KIDO, куда Иван Бородин пришел на смену ушедшему вокалисту в 2010 году. Впрочем, в экстремальном пении Иван не слишком преуспел. Зато в том же году они вместе с коллегой-культоргом «Ждановца» Ильей Шошиным стали собирать новый коллектив. Как водится, мысль о группе пришла во время длительных возлияний.
— На репетицию я притащил Антона Иванова, с которым на первых курсах баловались, играя в группе Orange Pedal of Love. А Илья привел соратника со школы и по совместительству басиста Колю Киселева. Названия толкового не имели, готовили программу тяжелой музыки, мешая System of a Down, Metallica и даже Mars Volta. Одновременно я выступал со своими песенками на «Акустиках» Димы Смирнова в Jam Prestige. Барабанщика не было, и я даже сам сел за ударную установку, а потом появилась мысль позвать Васю Дунаева, что стучал когда-то в KIDO. И вдруг появилась песня «В середине января», благодаря которой мы попробовали играть потише и петь на русском. В сентябре 2011-го у группы появилось название — из-за частого упоминания в текстах слова «сердце». А спустя полгода уже была готова программа из восьми песен, ее мы и представили на «Зимней акустике».
— Первая ваша песня, которую я услышал, была «Все псы попадают в рай». И мне сразу пришла мысль, что вы очень похожи на Кристовских — то ли в гармонии есть что-то схожее, то ли в интонации певческой. Надеюсь, это сравнение не обидело…
— Ужасно грустная песня, написанная в память о погибшем друге. Димка, мы тебя помним! Правда, первый куплет и припев был написан еще до тех событий, и песня имела совсем иной смысл. Теперь к текстам начал трепетнее относиться. Еще Борис Борисыч предупреждал осторожнее подходить к тому, что фиксируешь на бумаге. А Uma2rmaH для меня — очень многое. Знал их песни еще с названием «Не нашего мiра» — все и наизусть. Осенью 2005 года, вернувшись из поездки в Америку, впервые отрастил бородку как у Вовы, у меня и шляпа была, и волосы длинные. Люди даже пару раз пытались автограф взять. Не дал (смеется).
— Песни мне показались довольно легкими и коммерческими, хотя есть проблема с аранжировками (они довольно сумбурные) — и этот факт, кажется, должен составить проблему при продвижении группы. Как вы делаете аранжировки? Кто из участников группы тянет в какую сторону?
— Песни и правда легкие. Всякие непонятные метафоры и социальная тематика совсем не для меня. Пишу про любовь. Но пытаюсь не сорваться совсем уж на ваниль и сопли в шоколаде. Не знаю, выходит ли. Песни сочиняю сам, тексты, вокальные мелодии, а аранжировки — совместное детище. Наверное, сумбур в них есть — просто пока не нашелся гуру, который бы помог нам не только словом. А так как все мы слушаем разную музыку, то привносим каждый свое. Вася — любитель поп-панка вроде Blink 182, Илья любит хард-н-хэви и Pink Floyd, Колю, как любого порядочного басиста, покусал Евгений Федоров со своими «Текилой» и «Зорге», Антон раньше слушал Deftones, сейчас, как и я, угорает по питерским «Полюсам», а я же воспитан на «Чайфе», Петре Наличе и 5’nizza. Кстати, Дорна люблю.
— То есть музыканты любят слушать панк и тяжеляк, но вынуждены играть музыку более компромиссную. По-твоему, это нормально?
— То, что играется — не всегда то, что слушается, и это нормально. Скакать с тяжелыми песнями до старости на сцене непросто. А мне не будет стыдно за свои слова и мелодии даже через 15 лет. Но всё-таки от поп-панка мы уж точно не избавимся. А вот насчет харда… Если что-то тяжелое и вставлять — то вкусное. Например, тяжелые «бриджики» есть даже у Челентано. Думаю, со временем справимся.
— Все вокруг поют о любви. При таком обилии песен как можно тут выделиться?
— Люди пытаются найти любовь ту самую, но у всех она разная — значит и любители на наше виденье любви найдутся. Думаю, надо петь о любви, почти не пользуясь самим словом — тогда не сорвешься в стасомихайловщину. Хотя пронзительнее песни чем у группы «Зимавсегда», где раз десять к ряду повторяется, как мантра, «люблю тебя», я не слышал.
— Насколько серьезны амбиции группы? Или это так — для себя поиграть?
— Чего-чего, а амбиций у нас вагон. Несмотря на то, что все мы работающие люди — в Росатоме, в сотовой связи, в программировании — мы желаем выйти на большую сцену. А с ней в Нижнем как-то глуховато…
— Вы участвовали в телепроекте «Выйти из тени». Почему-то на российском ТВ все музыкальные конкурсы — это конкурсы караоке, почему обязательно надо чужие вещи перепевать…
— От проекта впечатления смутные. Действительно, в каждом выпуске приходилось играть одну свою вещь и один кавер, что довольно странно. Всегда хочется играть больше своего — и тогда бы отсеялись коллективы с одной песней или типичные каверщики. Победителей не судят, но скажите — как в рок-проекте могли победить консерваторцы-народники без единой своей песни? Конечно, с точки зрения исполнительского мастерства нам до них как до Китая, но в любом случае группы со своим материалом смотрятся выгоднее…
— Ты упомянул лагерь НГТУ «Ждановец». Для меня, как для политехника, это место в каком-то смысле сакральное, все 80-е я провел там. А на тебя «Ждановец» повлиял?
— У нас в группе четверо политехники, так что «Ждан» знаем не понаслышке. Я там провел все нулевые, и сейчас чувствую себя как дома. Такого на тусовках в ночных клубах не найдёшь. И вот привычка к сцене там выработалась. Обещаю, что на столетний юбилей «Ждана» я приеду. Мне тогда всего лишь 73 стукнет…
Вадим Демидов