13-08-02
Экономика
Как нас разводят на мост
Трудовые будни замгубернатора Аверина
Все еще стоите в пробках на Борский мост? Стойте. Не отказывайте себе в этом многочасовом удовольствии. Тем более, что второй мост через Волгу, который, судя по официальным заявлениям, должны были начать строить в июне 2013 года, еще и не начинали. А все потому, что бизнес, аффилированный с заместителем губернатора Антоном Авериным, до сих пор стелет соломку из американских рублей, чтобы выиграть этот жирный подряд.
Понятное дело, только в сказках хрустальные мосты «анжинерной» конструкции за ночь возводятся. Да и то Ивану-дураку волшебное кольцо помогло. Наш местный властелин колец и французских вилл, юный чиновник Антон Аверин к освоению 9 млрд бюджетных рублей тоже готов, но настроение портят возможные конкуренты — говорят, москвичи хотят принять участие в конкурсе.
Пилим понемногу: берег левый, берег правый
С волжскими переправами в городе как-то сразу не заладилось. Ахиллесова пята нижегородской транспортной системы — Борский мост — был капитально отремонтирован в 2007 году. Глава региона говорил об использовании дорогого и устойчивого к разрушению покрытия, которого хватит лет на 15. Всё почти сбылось. Первый ремонт понадобился не через 15, а через 6 лет. И мы еще ничего не слышали о судебных претензиях к подрядчикам.
Иметь дачу в борской стороне — сродни каре небесной, и маленькие нижегородцы впитывают это с сухим пайком, сидя по несколько часов в пробке на переправу. Паром и чудесная канатная дорога — что мертвому припарки.
Разговоры о строительстве волжского моста в районе Новинок потухли также, как и восторг областных властей от принятия закона о государственно-частном партнерстве. Ну еще бы! Попробуй распили деньги, которые тебе дали банкиры — они ж следить будут за каждой копейкой. Тут надо быть распильщиком 80-го уровня, а риск присесть на казенный харч сразу взлетает до небес. То ли дело бюджетные средства. Они беззащитны.
И вот появилась блестящая идея построить новый мост, параллельный борскому, буквально на месте понтонной переправы. В марте 2013 года аверинский подчиненный министр строительства Владимир Челомин заявил, что счастье уже близко: проект сооружения уже готов и находится на госэкспертизе, заключение по технической части проекта ожидается в течение 10 дней, а до 25 марта должно быть предоставлено заключение по сметной части проекта. После этого должна была начаться подготовка документации на аукцион для выбора подрядчика — торги были намечены на май 2013 года, а строительные работы должны были начаться в июне.
Так как никто не готовится к торгам и никто ни разу не заявил, что проект не прошел экспертизу, смета очень скудна и на мост не хватит 9 млрд руб, то у нас возникают вопросы: почему мы ничего не слышали об итогах майских торгов? кто победил? почему в июне не начали строить мост? Такими темпами мы и Мундиаль 2018 года встретим Мещеркой, стоящей в тотальной пробке.
Мастер уговоров
А ответ на эти вопросы очень прост. Аверинский «Строймост», который с 2008 года набрал государственных подрядов на 19,2 млрд руб, очень хочет подарить нижегородцам новый волжский мост. И вся печаль в том, что он такой не один. Есть информация о московских строителях, которые вдруг решили претендовать на воплощение нижегородской мечты. Разумеется, местные даже головы не поднимают — они знают, кто в доме хозяин. А потому пауза взята на то, чтобы отговорить московский бизнес претендовать на какой-то там мостик в нижегородских пустошах.
Видимо, бизнесмен в обертке чиновника Антон Аверин не меняет методов работы. Например, весной 2013 года, накануне майских праздников, в Москве был задержан предприниматель Мансур Садеков, который подозревался в коммерческом подкупе. Следственный комитет РФ в интересах следствия информацию не комментировал, однако на городском интернет-форуме появилась неподтвержденные данные о том, что Мансур Садеков был задержан и заключен под стражу как посредник при передаче $1 млн неким инвесторам за то, чтобы они не выходили на аукцион по крупнейшему когда либо выставленному на продажу в Нижнем Новгороде участку площадью 453 га в Советском районе. При этом деньги якобы передавались от высокопоставленных чиновников Нижнего Новгорода. Как сейчас поживает Мансур Садеков и что именно он рассказал следствию, нам до сих пор неизвестно.
Кстати, эта затея у передающих приветы и миллионы сорвалась. ФАС России аннулировала торги по участку, посчитав нарушением объединение в один лот 14 земельных участков, и областные власти не успели заключить договор аренды с единственным участником аукциона ООО «Инградстрой» по истинно бросовой цене в 50 млн руб.
Как и всегда, единственный участник ноябрьских торгов (конечно, никому не интересно за такие копейки получить огромное количество земли!) был зарегистрирован за несколько месяцев до них — в феврале 2012 года. И на счету его компании уже была одна удача — получение суперпривлекательного участка земли на Верхневолжской набережной, который «Инградстрой» получил под строительство гостиницы. Тогда и появилась в СМИ информация со ссылкой на высокопоставленные источники, что за этой компанией стоит заместитель губернатора Антон Аверин и глава города Олег Сорокин. Разумеется, в таких козырных местах чужие не строят.
Вот объекты, которые построил не Джек…
О том, как сильно влюблен в строительство и освоение госконтрактов Антон Аверин, можно легко узнать на просторах Сети. Правда, прокуратура, видимо, коллекционирует бумаги о нашем юном персонаже (Гудков с товарищами тоже обильно пишет!) и движения им не придает. А жаль. Тут этого все ждут, как конца борской пробки.
До назначения на государственную службу Антон Аверин являлся генеральным директором и владельцем контрольного пакета ООО «Строймост» из 84% акций. Потом владельцем стала кипрская офшорная компания Harena traiding LTD, бенефициарами которой, по предварительным данным, выступают сам господин Аверин и члены его семьи. Кстати, родной папа господина Аверина является директором и учредителем ООО «Мостоотряд-1». К тому же с ним аффилирована компания ОАО «Мостотрест». На чиновничьем посту лоббировать интересы своего бизнеса оказалось еще сподручнее. Другие подрядчики осыпаются с конкурса на получение госконтракта, как осенние груши с дерева.
Хотите знать, как Аверин реконструировал нам Окский съезд? Вообще этим хотели заниматься три участника — знакомый нам «Строймост», папин «Мостотрест» и ООО «Московское предприятие по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов транспортировки газа». Торги были назначены на 17 января 2011 года, но уже 14 января москвичи соскочили. Соревновались в итоге чисто аверинские фирмы. При стартовой цене контракта в 443,38 млн руб участники конкурса предложили почти одинаковые суммы: «Строймост» — 441,163 млн руб, а «Мостотрест» — 441,607 млн руб. Разница между предложениями составила всего 443,381 тыс руб, то есть 0,1% от стартовой стоимости контракта. Ну и «Строймост» победил! Кстати, председателем конкурсной комиссии был в прошлом аверинский подчиненный Юрий Гаранин.
Примерно также аверинский бизнес получил и контракт на строительство комплекса трамплинов. 16 января 2012 года на открытом конкурсе появились только «Строймост» и «Мостотрест». Председателем комиссии был замминистра строительства Нестеров, то есть лицо в подчинении Антона Аверина. Стартовая цена составила 2,443 млрд руб, и «соревнующиеся» предложили опять почти равные суммы: «Строймост» — 2433291593 руб, а «Мостотрест» — 2433727320 руб. Вот так после упорной борьбы в честном соревновании опять победил «Строймост»!
При аналогичных же условиях аверинская компания «Строймост» получила госконтракт на строительство ФОКа на Мещере. Обращает на себя внимание тот факт, что авансирование строительства составило 59,8%, то есть 270 млн руб. А вот ООО «Фирст-НН», строящая ФОК в Автозаводском районе, даже не может мечтать об авансах — там рассрочка платежа составляет три года.
Кроме этих объектов, аверинское хобби строить за бюджетный счет подарило нам метромост и подходы к нему, станцию метро «Горьковскую», включая прокладку тоннеля в нагорной части.
Вот и второй борский мост может оказаться в числе трофеев «Строймоста». Мы терпеливые, мы в пробке на борский мост постоим-подождем, чтобы узнать, кто же разведет бюджет на второй волжский мост.
Денис Никифоров