№5 (32), 04.05.2007
Культурный слой
Мнимый фестиваль, по итогам которого остается только вскричать: «Не верю!»
Фестивали и конкурсы в сфере театра, литературы, музыки — это во многом воздух, которым наше искусство и культура дышат. Во-первых, в наш прагматичный век рейтингов это возможность обратить внимание публики на сам факт существования произведения искусства. Во-вторых, это немножко внимания самим художникам и даже иногда какая-то материальная помощь им, что, согласитесь, опять же по нашим временам, вовсе не излишне.
Жизнь на троих
В нижегородском театральном ландшафте существует три фестиваля. Может быть, чуть побольше, потому что у «Веселой козы» — фестиваля капустников — масштаб иной, не региональный, а всякие другие фестивальные проекты или очень локальны, как встречи театра «Вера» с театром Бюне из немецкого города Эссена, или пока все еще остаются именно проектами, не став традицией. Среди последних можно назвать и показы «Новой драмы» — это все еще продолжающиеся «наскоки» на убаюканный театральный Нижний, а не отлаженный фестивальный механизм.
Во всем мире конкурсы носят элементы, иногда довольно сильные, субьективности. Не хотелось бы, что бы прочитав эти заметки, кто-то подумал, что автор спорит с решениями жюри упомянутых нижегородских театральных конкурсов. Да никогда в жизни! Дело совсем в другом — в принципах, которые один из нижегородских фестивалей отстаивает и которые так уж сильно устарели, что реформировать их просто необходимо. Иначе фестиваль не просто отомрет, а самоустранится от действительной нижегородской театральной жизни. Впрочем, последнее уже, пожалуй, и произошло.
Итак, перечислим местные театральные фестивали и конкурсы.
Премия Нижнего Новгорода. Выдается, как правило, авторам и исполнителям лучшего или наиболее приглядевшегося спектакля нижегородской сцены. Премия достаточно авторитетная и ценимая, во всяком случае, театральщиками.
Конкурс-фестиваль имени Евгения Евстигнеева, где отмечаются исключительно актерские работы. У этого конкурса тоже есть свои проблемы, но важно уже то, что существует он без серьезных бюджетных дотаций — на деньги меценатов и спонсоров. Конкурс этот — крохотное воплощение идеи гражданского общества и гражданских инициатив, о которых не говорит сегодня только ленивый.
И есть еще фестиваль, проходящий под эгидой Нижегородского отделения Союза театральных деятелей — «Премьеры сезона». Вот тут-то и вспоминается поговорка: «Богу не угодишь, так хоть людей удивишь».
Формулу изменить нельзя?
Фестиваль «Премьеры сезона» проходит по странной, видно от советских времен доставшейся, формуле. В нем может принять участие только один спектакль от профессионального театра. Если в сезоне у кого-то случилась парочка хороших спектаклей, то ничего не поделаешь, надо выбирать один. Если в одном театре есть три спектакля приличного уровня, а в другом до этого уровня не дотягивает ни один, то все равно в фестивальной афише должно быть представлено по одному спектаклю от каждого театра. Если в театре случилась хорошая актерская работа но в не выдвинутом в афишу «Премьер сезона» спектакле, о ней никто и не вспомнит. Лучшими актерскими работами будут названы те, что оказались «внутри» спектаклей, составивших программу «Премьер сезона».
Интересный случай произошел на последнем фестивале нижегородского СТД. Очень неплохой спектакль есть у нынешнего ТЮЗа и Вячеслава Кокорина — «Последние» по М. Горькому. И по-актерски спектакль выглядит сильно. Но бог знает почему, ТЮЗ выставил в афишу «Премьер сезона» работу другую — спектакль тоже малой сцены, но детский — «Как пройти в Вифлием?» Может быть, хотели обратить внимание на молодого режиссера, может, еще что-то, — здесь гадать не приходится. Но факт остается фактом: картина именно премьер сезона оказывается неполной, искаженной.
Странности «Премьер сезона» этим не ограничиваются. По итогам фестиваля называются победители, которые должны представлять абсолютно каждый театр и каждый спектакль, поименованный в фестивальной афише. Всем сестрам — по серьгам. Участвуешь в фестивале, — будь добр, стань победителем: за режиссуру, за исполнение роли, за что-нибудь. Получается «Премьеры сезона» — это какой-то благотворительный фестиваль. Попал в программу фестиваля и стопроцентно уже становишься победителем — хоть в чем-нибудь.
В социалистической жизни это называлось талонно-распредилительной системой, а в фестивальной практике «Премьер сезона» это, очевидно, надо называть эффектом Санта-Клауса.
И вот читаешь решение жюри фестиваля нижегородских театров «Премьеры сезона» от 17 марта 2007 года и только руками разводишь. У нас сегодня на нижегородских подмостках задействована ну пусть не «могучая кучка», но неплохая режиссерская группа: Валерий Белякович, Вячеслав Кокорин, Владимир Портнов, Андрей Ярлыков, Валерий Саркисов, Семен Лерман, Вадим Смирнов — здесь еще перечислены не все. Но кто же из режиссеров оказался удачливым и лучшим в нынешнем сезоне? Если верить жюри названного фестиваля, их четверо — актер Сергей Зицер из Дзержинского театра кукол (он самостоятельно поставил сказку), Аман Кулиев — опять же из Дзержинского театра драмы, Сергей Балыков из Кстовского театра кукол и Артем Макеев, поставивший спектакль в ТЮЗе. Несолидно спорить с солидным жюри, но почему режиссура Александра Мишина проигрывает режиссуре Сергея Зицера, почему режиссура Валерия Беляковича («Ревизор» Н. Гоголя) не дотягивает до режиссуры Амана Кулиева, ну абсолютно не понятно. Или, скажем, жюри отмечает Эмму Арсеньеву (очень хорошая актриса из Сарова) за исполнение роли Пульхерии Ивановны в спектакле «Старосветская любовь» Н. Гоголя по пьесе Н. Коляды. Актриса известная, любимая и в Сарове, и в Нижнем. Беда только, что авторы спектакля абсолютно не поняли природу пьесы. Спектакль получился наискучнейший, часть публики покидала его в антракте с видимым удовольствием. Ну и как же так — спектакль с непрочитанной пьесой и лучшая роль? И подобных вопросов по решению жюри последних «Премьер сезона» наберется еще немало. Фестиваль становится жертвой своего незабвенного правила: кого-нибудь, но отметить в каждом конкурсном спектакле.
Контекст нивелирует все
В таких заметках как наши, конечно, не обойтись без вопроса: «А судьи-то кто?». Мне лично меньше всего хотелось бы семь человек, подписавших решение жюри, обвинять в предвзятости или недостаточном профессионализме. Нет, это исключается. Но все-таки у жюри просматривается желание работать командно. Спишем это на небольшие слабости, которые, как известно, никому не чужды.
Пугает совсем другое. Как бы это помягче сказать… Не самый талантливый (во многих случаях) контекст награжденных (а он собирается по принципу сестринских сережек) нивелирует даже то удачное, что появляется на нижегородской сцене. Фестиваль, призванный помогать театру, стать художественным смотром лучшего, что наработал наш театр, превращается в довольно элементарный междусобойчик. Одни профессиональные люди (жюри) что-то говорят, другие (в театрах) слушают и что-то недопонимают или вовсе не понимают. В «Премьерах сезона» этого года жюри не увидело среди отмеченных ни работу В. Кокорина (но это, очевидно, вина самого театра), ни замечательно сыгранную Георгием Демуровым в спектакле «На всякого мудреца довольно простоты» роль Крутицкого. Но самое главное, организаторы и жюри не чувствуют, что «распределительный сервис» фестиваля, постоянная игра в монолитную команду «заединщиков» уже никого по большому счету не устраивает: ни театры, ни тем более публику. Последняя вообще безмолвствует, потому что СМИ к фестивалю «Премьеры сезона» давно утратили интерес, и мало кто в зрительном зале слышал или знает, что подобный фестиваль существует. А если бы кто-то из театралов и проникся в суть дела, то только бы и мог вскричать вслед за Константином Сергеевичем: «Не верю!».
Александр Асеевский