№120 (2261), 08.11.2014
Политика
Олег Кондрашов: «Общество начинается с воспитания настоящего гражданина»
Одной из наиболее острых проблем постсоветской России является, как нам думается, отсутсвие внятной и достойной государственной политики в области воспитания подрастающего поколения. Причем недостаток внимания ощущается на всех уровнях сразу: в детсадах, в школах и кружках, которых почти не осталось, в сузах и вузах. И дело не только в том, что людям, заставшим СССР, есть с чем сравнить. Взглянешь на Запад, где дети вечно в секциях, скаутских лагерях и вообще при деле, как понимаешь: здесь кое-кто кое-что упустил. К примеру, упустил из законодательства пункт, разрешающий учителям воспитывать своих учеников, а не только давать им знания, чтоб затем оценить их. Одна проблема: привлечь к ответу на эти вопросы на уровне, скажем, страны или какой-нибудь республики некого. Правда, задать на эту тему пару вопросов на уровне местечковом можно. Представляем вниманию читателей «Новой» в Нижнем» интервью с главой администрации Нижнего Новгорода Олегом Кондрашовым.
— Ваше детство выпало на период, когда большинству система жизненных ценностей еще прививалась. Сейчас в стране с этим все сложнее. Как вы считаете, на каком месте должно стоять воспитание подрастающего поколения?
— Я не раз говорил о том, что у нас почему-то принято считать, что управлять государством, воспитывать детей и играть в футбол может практически каждый. Хотя отчего-то далеко не всегда и не у всех это получается.
Сам отец, и отлично понимаю, насколько непросто в жестком ритме работы находить время для семьи. Ни компьютеры, ни смартфоны, ни телевизоры не смогут дать ребенку достойного воспитания. Его могут дать только родители и пример взрослых, окружающих ребенка дома, в школе, в вузе.
К примеру, в одном лишь Нижнем Новгороде ежегодно рождается чуть более тринадцати тысяч детей. Это будущие граждане нашей страны, жители нашего города, которые пока еще в силу возраста зависят он нас. Но не стоит забывать, что через несколько лет эти новые граждане придут на смену нам. Они будут и определять развитие города. Чтобы это будущее нас не разочаровало, надо уже сейчас силами и родителей, и общества, и системы образования закладывать в детей правильные ориентиры. Я всегда считал, что гражданское общество начинается с воспитания настоящего гражданина.
Да, сейчас, особенно молодые семьи, имеют не так много возможностей уделять время и силы воспитательному процессу. То есть большую часть основ воспитания дети получают в детском саду, затем в школе. И получается, что система образования действительно становится активным участников в деле формирования личности ребенка. Буду говорить за себя: это правильно.
— Предпринимают ли нижегородские власти какие-то шаги в направлении поддержки школ и вообще системы образования?
— Понимая всю важность сферы образования, все эти годы городская власть направляет в нее максимум сил, средств и внимания. Во-первых, на образование ежегодно направляется львиная доля средств городского бюджета. В сфере дошкольного образования муниципалитет активно занимается вопросом ликвидации очередности в детские сады.
Особое внимание уделяется формированию профессиональных педагогических коллективов, созданию достойных условий для работы учителей. В школах города появляется современное оборудование.
Эти усилия, могу отметить, не напрасны: за последние пять лет нам удалось значительно повысить качество обучения детей и труда педагогов в образовательных.
— Существуют ли какие-нибудь программы, направленные на поддержку одаренных детей?
— Творчески и интеллектуально одаренные люди — это, на мой взгляд, и есть тот костяк нашего общества, который будет определять развитие города, а, быть может, и страны.
Разумеется, с самого раннего возраста им нужно создавать необходимые условия для образования и развития своих незаурядных способностей в той или иной сфере. Поэтому так активно, несмотря ни на какие трудности, администрация Нижнего Новгорода продолжает строить ФОКи в каждом из районов, поддерживать систему дополнительного образования, открывать новые творческие мастерские и школы.
— Самой серьезной попыткой реанимировать систему образования в стране большинство назовет ЕГЭ. Результаты его введения противоречивы, но в рамках данной системы: как вы оцениваете результаты нижегородских школьников?
— Эксперименты в сфере образования, кажется, не закончатся никогда: не успели привыкнуть к такому явлению как ЕГЭ, впереди электронные учебники. Но для этого, надо признаться, есть и объективные причины — образование должно идти в ногу со временем и не сторониться прогресса.
Но нам уже сейчас есть чему порадоваться. Например, стабильно растет процент качества обучения: если пять лет назад он составлял 47,7%, то в 2013-2014 учебном году вырос до 52,2%. В 2014 году 40 выпускников получили 100 баллов по итогам сдачи ЕГЭ. Причем показатели сдачи единого экзамена в Нижнем Новгороде выше средних по России.
Это означает, что наши отличники сегодня могут выбирать для дальнейшего обучения любой из самых престижных вузов страны, понимая при этом, что в рейтинге на зачисление они будут первыми.
— А как дела обстоят с дополнительным образованием школьников?
— Мы успешно выполняем задачу, направленную на увеличение количества детей, занятых в программах дополнительного образования. Если, например, по федеральному стандарту от нас требуют к 2020 году довести число детей, обучающихся по дополнительным образовательным программам, до 70-75%, то в Нижнем Новгороде еще 1 января 2013 года этот показатель был превышен и составил 76%.
Для будущей успешной социализации детей, для правильного выбора их будущей профессии работает кластерный образовательный проект «Школа-вуз-предприятие».
Мы стараемся возродить добрую традицию шефских связей крупнейших организаций и производств города над школами, которые дают возможность сегодняшним школьникам не только получить поддержку для продолжения учебы в вузе, но и гарантировать трудоустройство.
По этой программе, например, сейчас активно работает нижегородский лицей №38 с углубленным изучением физики и расширенным изучением математики. На сегодня партнерами лицея являются ОАО «МРСК Центра и Приволжья», нижегородский филиал «ТГК-6», ООО «Мера-НН», ФГУП «НИИИС им. Ю.Е. Седакова», ОКБМ им. И.И. Африкантова, Атомэнергопроект, Гидромаш.
А в новом учебном году в лицее открываются новые классы в рамках проекта «IT ШКОЛА SAMSUNG». Крупнейший производитель электроники в мире намерен оказывать поддержку в подготовке будущих инженерно-технических кадров для современной России.
В прошлом году в Нижнем Новгороде была создана и уже успешно работает Университетская школа при ННГУ имени Н.И. Лобачевского на базе школы № 113. Абитуриентам, прошедшим обучение по специализированной программе школы, будет проще поступить в вузы. Отмечу, что ранее подобный проект реализовывался только в МГУ и Новосибирском университете.
— В последние месяцы СМИ по всей стране обратили внимание на ситуацию с употреблением синтетических наркотиков, то есть «спайсов», молодежью и школьниками, хотя сенсацией это не назовешь: Сеть завалена видеороликами с малолетними наркоманами. Однако есть мнение, что детей в это болота втягивает безальтернативность и отсутствие внимания со стороны родителей, школ, общества.
— Согласен с тезисом, но не согласен по существу ситуации, если говорить про Нижний Новгород. У ребят в нашем городе альтернатива есть. И помимо дополнительного образования, кружков, творческих школ и секций, о которых мы говорили, такой альтернативой всегда может стать спорт.
Вот уже четыре года подряд мы шаг за шагом реализуем в городе программу доступного спорта и здорового образа жизни для каждого.
Помимо строительства физкультурно-оздоровительных комплексов в каждом из районов, она предусматривает и другие, более простые, но от этого не менее доступные для всех решения.
Например, возьмем проект «Турник в каждый двор». Уже сейчас во дворах стали появляться спортивные площадки с различными гимнастическими элементами. Сегодня в жилых микрорайонах нашего города уже установлено около 300 таких комплексов, а до конца ноября появится еще 150.
А недавно в нижегородских школах появился дополнительный урок физкультуры — большой теннис. Очень современный и популярный вид спорта. Кстати, есть идея в перспективе: построить в нашем городе целую академию большого тенниса.
Уверен, что я перечислил далеко не все, но уже сейчас видно: детей и подростков в нашем городе есть чем занять. Правда, по многим причинам дети не всегда способны сделать правильный выбор. И здесь важно нам всем: и представителям власти, и педагогам, и родителям объединиться и направить наше подрастающее поколение на верный путь.
Мы сегодня часто говорим, что у нас нет национальной идеологии. А ведь, по большому счету, вся идеология заложена в традициях и семейных ценностях, и формируется она, в первую очередь, в семье, а затем и в обществе.