№6 (34), 09.05.2007

Политика

Операция «Слить элиту»

Трудно сказать, какими мотивами руководствовался заместитель губернатора «по работе с элитой» Сергей Потапов, открывая дискуссию о судьбах нижегородской элиты. Скорее всего, наступила пора раздачи входных билетов в новую, шанцевскую элиту. Почти два года губернатор Валерий Шанцев оценивал нижегородский человеческий фактор, наконец, посоветовался и решил, кого брать с собой в квазимосковское завтра.

Ты ли это, элита?

Все споры об элите начинаются и заканчиваются вопросом: а что такое эта самая элита?

Раз Сергей Потапов открыл эту дискуссию, то за ним и «право первой ночи» -сформулировать условия существования элиты. По Потапову получается, что единственный центр кристаллизации элиты — это сильный губернатор. Стабильность власти способствует формированию слоя избранных, и Валерий Шанцев, освоившись на нижегородской площадке, начал эту работу. Заместитель губернатора «по работе с элитой» проводит мысль о том, что с приходом нового губернатора неизбежно происходит смена элиты. И входные билеты в «клуб избранных» подписывает Шанцев, а раздает Потапов.

С августа 2005 года по сегодняшний день губернатор Шанцев прошел извилистый путь в осмыслении понятия «нижегородская элита». Сначала он утверждал, что не знает такого человека с фамилией «Нижегородская Элита». Потом начал рассказывать журналистам, что встречается с учителями, врачами, учеными и со всеми у него отличные отношения. Мол, это и есть реальная местная элита. Несколько месяцев назад в новую нижегородскую элиту записали членов областной Общественной палаты. Но тут Шанцев и Потапов впадают в противоречие с реальностью: там собраны старые, всем известные общественники, которые прекрасно себя чувствовали еще при советской власти. Только тогда слово «элита» было чуть ли не ругательным.

С тем, что уважающий себя губернатор обязан влиять на состав элиты, вливать в нее свежую кровь, спорить трудно. И частично это Валерию Шанцеву удалось. Ряд крупных фигур пошли в областное правительство, в главы районов «из-за Шанцева», чтобы поработать с фигурой «федерального масштаба». Другое дело, что во все щели полезли поближе к телу губернатора и карьеристы. Неверно в рассуждениях заместителя губернатора Потапова то, что он настаивает на смене элиты, на формировании ее вновь, с нуля. Выдавая новые входные билеты. Понятно, что входные билеты в «клуб Шанцева» могут не получить те, кто заслужил место в нижегородской элите и без клятв верности губернатору-солнцу. Не отсюда ли трудности у Евгения Люлина, Вадима Булавинова, Александра Серикова и многих других, кто посмел «свое суждение иметь»? При формировании элиты по-шанцевски, наверняка, произойдет зачистка особо самостоятельных и самодостаточных.

На пороге политического одиночества

 

Цитата:

«Правительство Нижегородской области намерено сформировать политическую элиту в регионе»

Эту реплику из интервью Сергея ПОТАПОВА разместило на своем сайте НИА «Нижний Новгород». В Нижегородской области в настоящее время отсутствует политическая элита, передает слова заместителя губернатора Нижегородской области по государственно-правовому и организационному обеспечению информагентство. «Есть отдельные группы, которые ориентируются либо на уже прошедшее время, либо на давно ушедших людей и так далее», — пояснил Потапов.

До сих пор мы размышляли об идеологии формирования сегодняшней нижегородской элиты. Теперь о практике.

 

Сергей Потапов говорит о существовании групп людей, которые до сих пор сориентированы на прошлое время, на давно ушедших людей. Это означает только одно: Шанцев и его заместитель «по работе с элитой» начали формировать «клуб избранных» дрожащими руками. Кому-то в Белом доме постоянно мерещатся призраки «давно ушедших людей» (скорее всего, речь идет о Сергее Кириенко), им не дает покоя «прошлое время» (видимо, речь идет о временах Бориса Немцова, когда наш регион тоже пытались открыть для инвесторов, в том числе зарубежных). Не удивлюсь, если господин Потапов среди ночи просыпается в липком поту от видений тех, кто вроде бы давно ушел.

Другой важный практический момент. Лозунг «Даешь новую элиту!» выдвинул все-таки не губернатор, а только его заместитель. Передоверять такие вопросы замам и помам — стратегическая ошибка. Мы помним участь губернатора Геннадия Ходырева, который не столько сам общался с элитой, сколько ссылался на одну свою помощницу: она, мол, с вами поговорит. Достаточно быстро Геннадий Максимович испытал, что такое великое политическое одиночество. Надо прямо сказать, что Сергей Потапов пока не проявил себя как авторитетный, серьезный «разводящий».

Удивляет состав первых выдвиженцев шанцевского призыва. Чем Сергей Некрасов, Алексей Бобров, Александр Подлесов, Леонид Белов сильнее Евгения Люлина, Евгения Бушмина, Александра Цапина, Дмитрия Беднякова? Ничем. Наоборот, это движение от индивидуальностей к «серым пиджакам». В то же время, губернатор Валерий Шанцев за два года не нашел, вопреки московским еще заветам Юрия Лужкова, ни одной жемчужины в глубинке Нижегородской области. Не факт, что губернатор и его окружение положительно оценивают активность тех нижегородских политиков, которые ведут сувою игру, а не только клянутся в верности главе региона. Речь, например, о депутате Госдумы Алексее Лихачеве, который часто появляется в СМИ…

И все-таки дело не только в тех или иных элитных фигурах (хотя товар этот штучный, «индпошив», а не «ширпотреб»), а в том, что утрачивается корпоративный принцип формирования элиты. ГАЗ, «Волготрансгаз», «Лукойл», «Нижновэнерго», ГЖД выдвигали мощных политбойцов. Это балансировало всевластие губернаторов. Сейчас этого нет, все корпорации вне политики. А где замена корпоративному принципу? Ее нет. Бобров — производитель салатов, Некрасов — директор дворца спорта, Вайнберг — гитарист. Корпорации выдвигали самых эффективных лоббистов, крепких хозяйственников и истинных профессионалов. А сейчас Потапов «понюхает» человека и дает добро на вход в «элиту».

Поэтому и вспоминается лермонтовское: «Да были люди в наше время, не то, что нынешнее племя…»

Виктор Деменев