№18 (2305), 07.03.2015
Культурный слой
Дмитрий Ларионов: «Подвержение траве»
Тучи в марте
Порядок слов сложился на бумаге
сквозь гул и немоту из запаха речного.
Шаг. Вдох. И разобщая голоса зигзаги,
идешь, свернув с моста, другой дорогой.
Неторопливых туч зияют очертанья,
<�…> была вода; весна, рассеянная всюду.
И что-то, что-то было легкое в гортани,
безмолвное. Сухое. Мыслимое к чуду.
Вода пришла. Вода у ног прохожих.
О, радостно сейчас не проронить и слова;
идти пешком туда, где молодость ничтожна,
где только русский снег всему основа.
I. Сумеречный цвет. Синий
Это — мера меня: череда ускользающих слов,
непомерная радость и букв вереница.
Лишь пристойная речь донесет о любовь
невесомую синь; с каждой страницы —
всю — отбросит — тебе. Ни числа, ни совета
/говорить, говорить/… Здешнее коротко лето,
зачастую — дожди на оконном экране;
мир был тогда — целым, а я — таким ранним.
Даже в долгие зимы /и они скоротечны/
мы были — одно, и немногое знали.
Делили судьбу на крутом междуречье
/где-то между Москвой и Казанью/.
Но шумят голоса. Емлет город в таблицы
и списки: заносит то одних, то других — вперебой.
А, все-таки, знаешь, я буду с тобой,
покуда небо — бескрайне, а ласточка — птица.
II. Ночной цвет. Белый
Всю городскую ночь нам сыплет, сыплет
в чернильное окно… а за окном — необитаемый район.
Наверное, соседи убыли в Египет
на Рождество. Не слышно их. Я потушил айфон,
водопроводною водой заправил чайник.
Всю городскую ночь ревут ветра протяжно,
качают провода, и если уезжать, то надо брать такси.
Но я смотрю, как снег, почти бумажный,
полощет сам себя; пью чай /что точно эликсир
в такое время года/ — выбор не случаен.
Да и куда теперь без коньяка и литра кока-кол?
Что есть поэзия — такое? Поэзия — глагол.
Подставишь губы, вышепчешь мотив,
смешав в гортани белый цвет и запах,
и — Рождество — ухватишь в объектив:
вот — снег, звезда, над ней — лампада…
а у ларька напротив мнутся пастухи,
где скорый ангел выпачкан шалфеем.
И прочий синий — им — начертан от Луки,
но белый — нам обоим — от Матфея.
***
…так время дарит и тебе — венок событий,
жизнь вовлекает в оборот земель.
Счастливый человек — он устроитель.
От рук его полуденный апрель
/сквозь тернии твои/ — на все предметы…
лелеет — в точь — цветная пыль.
Так — убедительнее — мертвые поэты.
Себе скажи заранее: «Я был».
Снегосложения зимы, сезон распада,
ряд букв, неуловимых в тираже,
перечеркни. Оставь друзей и падаль
склоняй в прошедшем падеже.
Ты напылил. И наследил. И сам попробуй
войну переживи, которую нельзя
пересчитать. Слова — слагаются до гроба,
пока снует дворовая ребзя.
***
Это всходят тюльпаны из труб дымоходных,
в охрипшем эфире — на радиоволнах
цветут. У поселка, над смешанным лесом
выцветают тюльпаны. И все-таки, если
за рамой оконной — сугробы, снега,
под прищепкой рубашка; и слышится море
в рубашке — это твой первый сигнал —
о, песенка лета! По тропинке-пробору
в предбанник бежишь, ковыряя замок,
Борисыча шепчешь /песня ушельцев?/…
<�…> и вот из трубы зачернилил дымок,
у соседей затеял, завыл кобель Ельцин.
Тут прикрикнешь с размаху на старого пса,
окинув стыдливо глазами окрестность,
<�…> а выходишь из бани, думаешь: «Вам рассказал
бы за эти края!» Нецветочною песней
пропахший стоишь. «Всё — прогалина, мелколесье…»
***
Вечером дребезжат набережные фонари,
где по правую руку слышны катера на Волге,
а по левую — старый рыбак про улов говорит,
улыбаясь /с ним выполнил селфи патлатый блогер/.
Тороплюсь. В нижней полке живем с тобой,
по другую сторону, что вовсе немногое значит.
Тут по-корниловски входят кратной толпой
в метро. С виду — пошло. Но всё иначе.
Приезжай. И сезона каштанов у нас не жди —
над брусчаткой-бетоном нависла большая туча;
говорят, место хана Шана скоро займут вожди
из стольной. Как известно, «подстерегает случай»
/и — не впервой/… Ты за эту осень придумай себе логин,
посылай что-нибудь, по недоброй зиме-берлоге.
Время есть на раздумья, пока подсыхают огни
в пожухлой траве… Покуда город стоит над Волгой.
***
Пройти Литейный в январе
/за этот год — уже вторично/,
с овчарой сумкой на бедре.
Изобретая в мыслях притчу,
достигнуть Кирочной оси,
черкнуть нелепое в блокноте,
что Петербург блаженно тонет,
а мертвеца — не расспросить
мне о трамваях над Невой…
И новым внемля децибелам,
умолкнуть бледной синевой
за тех, кто отплыл на Цитеру.
Холм
поскольку праведно устроен этот мир
где есть конечны все его начала
покуда на сигнал достаточно чернил
и все стреножило бренчало
в тебе таком нерослом и простом
в таком тебе первотелесном
потом лежало выжженным пластом
отображало эту местность
то быть признательным решительно всему
прямой удел скорейшего исхода
поскольку важен только путь к холму
а там поймешь чего не отдал
не стоит поручать проточное уму
где есть конечны все его начала
поскольку важен только путь к холму
и так судьба его обозначала
Два цвета
Можно слушать секундную стрелку,
не признавая электричества сподручный шум
в квартире. Вплоть до запаха, до камня, до молекул
возвращаться в некое себя и оставаться человеком,
что вопреки судьбе вышагивать не волен.
Что вне семьи — и в горе он не воин,
а в поле — одинок. Подобен
внеречному голышу…
Смысл травы
Умея разделять благополучие и счастье,
в трагизм обыденный впадаю при ходьбе;
а слово — неуклонно. Требует участия,
как часть движения. И нерв не отсвербел.
И в событийное ядро вмонтировав огрехи,
я все еще надеюсь обнаружить в рукаве
/с которым поле переходят, подвергаются траве/ —
нательный крестик твой. Века — вовеки.
Жизнь есть простор, сплетенья вод и суши.
Плетение словес — такая же парабола Тебя.
Доколе яркий свет пространством был измят,
прости нас — всех. Ушедших и заблудших.
И в событийное ядро вмонтировав огрехи,
я все еще надеюсь обнаружить в рукаве
/с которым переходят поле, подвергаются траве/ —
нательный крестик твой. Века — вовеки.
***
Пассажир становится пешеходом,
доедает четверг в декабре.
В квартире пустой — непогода,
в блоге — отступ-тире…
немыслимо блогеру словно —
за окном проезжает трамвай!
Это я /засыпаю в советском вагоне.
Жизнь конвертирую в текстовый файл/.
Коротыш учит буквы и числа,
с взгальной бабушкой рядом сидит.
Вот и мне бы — читать разучиться,
он-лайн огоньком позабрезжить в Сети.
ПОДТЕКСТ
Дмитрий Ларионов
Родился в 1991 году в городе Кулебаки. Окончил Кулебакский металлургический колледж, после чего поступил на филологический факультет ННГУ им. Лобачевского. С 2010 года живет в Нижнем Новгороде. Работает журналистом. Публиковался в изданиях: «Дружба народов», «Пролог», «Литературная газета», «Литературная Россия» и др. Лауреат газеты «Литературная Россия» (2013). Автор книги стихотворений «Словоловие» (2014).