№43 (2474), 22.04.2016
Экономика
Кулебяк из Кулебак
Нижегородские аграрии выходят на столичные продуктовые площадки
Все у нас идет в Москву, в столицу. Денежный поток в виде налогов и иных сборов, инвестиции, инновации в первую очередь там, за МКАДом пробуют внедрять (да и нередко в последнюю), все, все, все.
Фото Анастасии Макарычевой
Есть даже специальный вид утечки мозгов — не переезд образованных и умнейших людей в другие страны, как это делают многие видные ученые с конца 80-х по наши дни, а переезд образованных, молодых и старых, креативных и не очень людей в столицу. На съемное жилье, большую зарплату и, главное, бешеный ритм жизни пятнадцатимиллионного города, который подсаживает, держит. Где есть все и вся.
За исключением привычных провинциалу молока и майонеза. То есть непривычных навалом, а родных — совсем нет.
Идешь, бывает, в Москве в магазин, будь то «Магнит» или «Перекресток», «Ашан» или ларек неизвестного происхождения, и долго стоишь у молочного прилавка. Есть вот «Домик на даче» или «Вимм Билль Ван Дам» — они в каждом городе крупном есть. А привычных княгининского, шахунского или городецкого — нет. Стоишь, выбираешь, думаешь: в каком из низ порошок вкуснее? Где мел натуральный, а где — подкраска?
В общем, эта оплошность будет скоро наконец исправлена. Во всяком случае, так говорили нижегородские производители продуктов питания на закупочной сессии для торговых организаций Москвы, которая прошла в Торгово-промышленной палате Нижегородской области 19 апреля.
С другой, столичной стороны в сессии участвовали как всякие ГУПы, так и мастодонты отечественного продуктового ретейла, например — X5 retail group, что простолюдину известны, в первую очередь, как «Магнит» и «Пятерочка». Их интерес, как утверждают многие, подогревает качество нижегородского хлеба насущного.
Например, замруководителя департамента торговли и услуг Москвы Денис Косторной высоко оценил менеджмент предприятий и ценовую политику.
«Безусловно, в других регионах тоже есть качественная продукция, но тот посыл, который я сейчас вижу от нижегородских производителей, явно добьется успеха. Сказывается целый комплекс факторов, который, на мой взгляд, приведет к тому, что нижегородские продукты будут востребованы в Москве», — предполагает чиновник.
Так и гложет любопытство: что же это был за посыл в кабинеты московской бюрократии, что явно добьется успеха. Тестовая партия творожной массы?
Губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев успел, как рачительный хозяин, подсчитать все плюсы от поставок «в ближнее зарубежье» нижегородской продукции.
«Москва — это огромный рынок, который в день съедает 40 тысяч тонн продуктов питания. Я думаю, нужно использовать эту возможность, демонстрировать высокое качество, потребительские свойства нижегородской продукции, чтобы заказы наших предприятий росли. Дополнительные доходы позволят расширить производство, создать новые рабочие места для жителей региона, увеличить налоговые поступления в бюджет Нижегородской области», — сказал он.
К тому же и местные производители, и правительство региона особо отмечают, что с выходом на московские рынки нижегородских продуктов питания лозунг «Покупай нижегородское» не превратится в «Найди нижегородское на родном прилавке».
Дескать, нижегородцам бояться нехватки продуктов питания не стоит: местные аграрии изготавливают теперь больше, чем необходимо для внутреннего рынка. То есть обеспечивают внутренний спрос более чем на 100%, а излишек, как известно, можно и нужно превращать в дивиденды.
Безусловно, тут можно было бы развести полемику о низкой покупательской способности населения, ну или о том, что существует огромное количество полуфабрикатов, которые с каждым днем все сильнее укрепляют свои позиции в суточном рационе, а производятся за пределами Нижегородской области. Но не будем, зачем больное-то теребить.
У нас ведь везде так: нижегородские вузы не могут удовлетворить потребности студентов, и те едут в столицу за серьезным образованием (хотя получить его тут — лишь вопрос желания самого студента). Или нижегородских работодателей возьмем, которые не могут в полной мере удовлетворить спрос на работу жителей области, из-за чего последние едут во все концы страны (и очень часто — в столицу).
Но можно и по-другому на ситуацию взглянуть: нижегородские студенты более чем на 100% удовлетворяют потребности нижегородских вузов…
Конечно, молоко и студенты — не одно и то же (молоко-то нижегородское по три недели в холодильнике стоять может, найди среди студентов такую выносливость), да и крепостное право в России вроде как 150 лет назад отменили.
Так что нижегородскому студенческому десанту вкупе с менеджерской разведкой будет теперь понятно, какое пить молоко, и не будет у юноши замешательства около молочного прилавка — будет, как всегда, около винного и цветочного. Лишь бы осилили производители — ведь Москве поставка двух пакетов молока в неделю побоку, нужен настоящий объем.
Геннадий Ростов