№9 (40), 01.06.2007

Общество

Добровольная амнезия

«Народ, потерявший память, обречен». Банально звучит? Конечно. Но даже избитая истина не перестает быть истиной

Начали с развенчания культов жестокого
прошлого, а создали культ новый — удобного
исторического забытья

Уже почти месяц прошел с тех пор, как эстонские власти перенесли Бронзового солдата. Но поднятая этим событием волна в информационном пространстве до сих пор не улеглась.

Одно за другим всплывают сообщения о сносе памятников героям войны уже на территории России. Самая раскрученная на сегодняшний день история — события вокруг мемориала в Химках. Уже все, кажется, знают, что местные власти намереваются выстроить на месте захоронения героев-летчиков очередной супермаркет. Почему именно этот случай получил столь сильный общественный резонанс, сказать сложно. Ибо он далеко не единственный и даже не самый вопиющий. В конце концов, химкинские власти, как и власти эстонские, намеревались всего лишь перенести захоронение. А вот в Петербурге, о чем «Новая газета» уже сообщала, мемориал на Красной Горке собираются попросту ликвидировать, выстроив на его месте коттеджный поселок.

В подмосковном городке Апрелевка памятник летчику Пойденко снесли еще год назад. Но это был всего лишь памятник. А вот в селе Морской Чулек Ростовской области в 2005 году ликвидировали не только памятник, но и две братских могилы: первое захоронение было еще времен Гражданской войны (в общей могиле очень символично были похоронены как красные, так и белые), второе — времен Отечественной.

Эстонцев, помнится, обвиняли в том, что они разрезали Бронзового солдата на части. Впоследствии оказалось, что памятник цел. А вот в Ставрополе памятник казакам генерала Доватора, установленный в 1975 году к тридцатилетию победы, действительно раскурочили так, что восстановлению он не подлежит.

Во всех перечисленных выше случаях ответственность за разрушение памятников несут представители власти — именно они принимали решения, подписывали соответствующие бумаги.

Но нижегородские вандалы происходят из иной социальной среды. Например, накануне 9 мая были похищены стальные листы с каркасов стел военного мемориала на кладбище Марьина роща. По подозрению в совершении кражи был задержан некий ранее судимый гражданин. По свидетельству очевидцев, он несколько дней кряду хладнокровно обдирал с памятника листы нержавейки, чтобы заработать на выпивку. Как видим, здесь, как и в случае с мемориалом на Красной Горке, замешан финансовый интерес, но куда как более скромный. Речь идет не о миллионах и миллиардах, а всего лишь о сотнях рублей. Но сути дела это не меняет.

Аналогичный случай, и тоже накануне 9 мая, произошел в Дзержинске: был изуродован мемориал на площади Героев. Были похищены медные таблички с названиями городов-героев, стальные капсулы с землей из этих городов и некоторые декоративные элементы мемориала. Памятник, замечу, несколько дней простоял раскуроченным. И только телевизионный сюжет подвиг городские власти хоть как-то исправить ситуацию. Памятник подлатали. Место, где раньше были капсулы, закрыли мраморной заплаткой. На плите выбита прежняя надпись: «Здесь хранится священная земля городов-героев…» Но каждый житель Дзержинска знает, что это ложь. Под плитой пустота. Священная земля городов-героев вытряхнута, а контейнеры, в которых она хранилась, сданы в пункт приема металлов. По-моему, получился символ убойной силы. Именно так российское общество (не власть, а именно общества в целом) относится сегодня к своей истории. Лицемерие, и это, замечу, в лучшем случае.

Кстати, монумент в Дзержинске уже оскверняли как раз год назад. Тогда то ли двое, то ли трое пьяных подростков сожгли в пламени Вечного огня ритуальные венки, возложенные в дни майских праздников. Похоже, складывается новая традиция.

Чтобы у читателей не сложилось впечатления, что особой нелюбовью власти, малолетних хулиганов и охотников за цветными металлами пользуются только мемориалы Великой Отечественной войны, вспомним еще два памятника. В Сочи, в районе поселка Кудепст собираются демонтировать монумент красноармейцу. Он был установлен в конце 80-х годов прошлого века на месте сдачи оружия в 1920 году остатками Второй кубанской армии генерала Деникина. По сути, это памятник окончанию Гражданской войны в России. Какой-либо общественной реакции по поводу предстоящего сноса не наблюдается. Лишь пресс-секретарь так называемого Союза православных граждан Кирилл Фролов с удовлетворением замечает по этому поводу: «Решение демонтажа памятника красногвардейцам, которые устроили террор на Кубани, устроили массовое расказачивание, расстрел духовенства, — это совершенно нормальное и естественное явление. Декоммунизация неизбежна».

Ну ладно, там декоммунизация. Но вот другой памятник. Обелиск памяти десантников 6-й роты 104-го полка Псковской дивизии ВДВ, погибших в 2000 году в неравном бою с боевиками Хаттаба в Аргунском ущелье в Чечне, был установлен 29 апреля на улице Героя России Кадырова в Москве. Памятник был изготовлен на собственные деньги активистами нескольких общественных организаций — это была самая что ни на есть народная инициатива. Но в тот же вечер обелиск был снесен московскими властями.

Эту развернувшуюся войну с монументами нужно как-то осознать и интерпретировать. Похоже, мы наблюдаем повальный отказ русского народа от своей истории. Самая яркая, самая значимая и трагическая ее часть, все события ХХ века, начисто вымываются из общественного сознания. И главное — процесс отказа от собственного прошлого происходит добровольно. Русский народ, на протяжении целого столетия игравший главную роль в преобразовании мира, обеспечивший человечеству невиданные социальные завоевания, хочет о своих свершениях забыть. Памятники — материальное воплощение исторической памяти — для нас теперь неважны, поскольку неважна сама историческая память. Ее груз оказался для нас непосильным.

И, кстати, события в Эстонии, о которых так много трезвонили в СМИ, никакой заметной реакции у российского обывателя на самом деле не вызвали. Ну да, некоторое количество экзальтированных (и оплаченных) юнцов побесновалось у эстонского посольства. Пользователи Интернета активно включились в акцию «Поздравь эстонские власти с днем Победы по электронной почте». Это называется флэш-моб и не требует от участвующих в нем никаких усилий. Флеш-мобы сегодня в моде. И даже правительство России, которому полагалось как-то отреагировать на события в Эстонии, чтобы не растерять остатки международного престижа, сделало это чисто ритуально. Даже пальчиком эстонцам никто толком не погрозил. Об обещании показать супостатам кузькину мать, а тем более предпринять против них какие-то серьезные экономические, например, акции даже заикаться бессмысленно. Русская история? Это сегодня неактуально!

Кирилл Лодыгин