№9 (40), 01.06.2007

Общество

Съел таблетку и свободен. От жизни

Фармацевтическая отрасль постепенно приближается к наиболее «криминальным» отраслям мясной и рыбной промышленности по широте насыщения контрафактным товаром. Лекарства вроде как должны спасать человека от недомоганий, но, как выяснилось на конференции «Контрафактная продукция в области лекарственных средств», прошедшей в Торгово-промышленной палате Нижегородской области, — это лишь одно их предназначение. Причем, не самое прибыльное.

Жара в этом мае выдалась нешуточная. В душном холле ТПП было совсем не до лекарств, журналисты обмахивались пресс-релизами и то и дело устраивали набеги на стол, где стояли бутылки с минералкой. Те предательски пустели. А потом случилось чудо. Журналистов, которые, казалось, уже ничем, кроме минералки не интересовались, пригласили ознакомиться с контрафактными лекарствами. Акулы пера, диктофона и микрофона устроили замечательную игру «найди пять отличий». И хотя фальсификат и оригинал лежали рядом, отличить один от другого было крайне затруднительно.

По данным директора Департамента экономической безопасности ТПП РФ Николая Гетмана, доля подделок на российском фармацевтическом рынке составляет сейчас 12–15% от объема лекарственных средств, а по некоторым видам продукции достигает 40%.

Написано «по некоторым видам» — читай: «Но-шпа», «Кларитин», «Тера Флю». Именно эти лекарства пользуются наибольшим спросом, подделывать их одно удовольствие: большие объемы — большие деньги. Вера Сычева, заместитель директора Нижегородского областного центра по контролю качества и сертификации лекарственных средств объясняет, что в большинстве своем эти препараты не опасны, но и не полезны. Это так называемые пустышки: вместо активного вещества в них содержатся витамины или не содержится ничего, кроме оболочки. Впрочем, когда речь заходит о жизненно необходимых препаратах, даже пустышка может превратиться в убийцу. Например, препарат «Манинил» применяется при второй форме диабета. Понятно, что если больной не получит необходимую долю активного вещества, то…

Специалисты рассказывают, как выявить подделку: все даты должны быть четко пропечатаны; если препарат в ампуле, то надпись на ней должна светиться под ультрафиолетовой лампой; упаковка должна быть из хорошего белого картона, если картон темный, однозначно — фальсификат. Можно также ориентироваться по сгибам и линиям отрыва. Если лекарство представляет собой порошок, то на пакетике непременно должна быть линия отрыва, прорезанная пунктиром.

Конечно, это самые основы. Мошенники не дремлют, иной раз даже профессионал не может сразу опознать подделку. Но ведь каждая партия должна иметь свой личный номер, — его так просто не подделать. Нижегородские аптеки очень гордятся трехступенчатой системой защиты, в главной аптеке на ул. Большая Покровская степеней защиты и уровней проверки препаратов еще больше. Так как же тогда эти оборотни попадают к потребителю?

Попахивает взяточничеством и отмыванием денег на местах, то есть в тех же самых аптеках. Опять же нечистые на руку врачи. И все это творится прямо у нас под носом, говорил Сергей Кожин, заместитель начальника отдела по борьбе с особо опасными видами контрабанды Приволжской оперативной таможни. «За два года нами были задержаны три крупные партии фальсификата, — рассказывает он, — причем в Нижегородскую область поддельные лекарства не ввозятся, все три партии были экспортом». Стало быть, рассадник-то как раз у нас и находится.

Пришли к выводу, что для мошенников созданы поистине тепличные условия. Во-первых, отсутствует уголовная и административная ответственность за изготовление, хранение и распространение фальсифицированных лекарственных средств. Во-вторых, сама процедура получения лицензии на изготовление и оптовую торговлю лекарственными средствами слишком уж проста. В-третьих, слабое участие правообладателей, в защите от контрафакта продукции боящихся потерять имидж.

Но, видимо, недолго фраеру осталось танцевать. В ТПП РФ совместно с государственными органами уже подготовлены предложения об ужесточении выдачи лицензий и их отзыву. Ой, страшно! Неужели победим фальсификаторов?!

Катерина Ленина