№1 (1), 10.01.2008
Политика
Что обещает новый год?
И случилось то, в чем не сомневались даже самые закоренелые скептики: наступил високосный 2008 год. В начале каждого года поневоле задумываешься о том, что он может изменить в твоей судьбе, в отношениях с родными и друзьями, как он отразится на жизни твоего города, области, страны. И при всей важности своего личного мира мало кто из нас отрицает влияние, которое оказывает на него большой мир, который начинается за пределами нашей квартиры, места работы или учебы. А если эта связь существует на самом деле, попытаемся ответить на вопрос «Что же будет с родиной и с нами?» применительно к Нижнему Новгороду и Нижегородской области.
Ясно, что главным событием года в нашей стране станут президентские выборы, и, скорее всего, появление тандема нового и прежнего президента, чреватого набором самых разных возможностей. Но эти события федерального значения способны повлиять на судьбу города и области, по-видимому, лишь в одном отношении. От общего числа и процента нижегородцев, поддержавших на выборах будущего победителя, во многом зависит, кого новый президент России захочет видеть главой Нижегородской области. Поэтому Валерию Шанцеву и его команде придется изрядно потрудиться, чтобы показать 2 марта результат, сравнимый, если не со сказочными процентами в Чечне и Ингушетии, то, по крайней мере, с общероссийским показателем.
Продление же полномочий нынешнего губернатора или же его переход на другую работу имеют для нижегородцев большое значение. Именно на Шанцеве «завязано» выполнение главных обещаний, данных губернатором и правительством на этот год. Ведь после двух с лишним лет пребывания на посту главы области он заявил, что его правительство «намерено реализовывать в 2008 году только крупные проекты», так как «мелкие проекты тысячами реализуются сами». И тут же сказал, что запланировано на этот год: завершение железной части метромоста, введение второй очереди южного обхода Нижнего Новгорода, завершение строительства комбината по созданию индивидуальных жилых домов, обеспечение 100-миллиардного бюджета области (против 76 млрд в прошедшем году).
На это могут возразить, что не надо создавать «культ личности» губернатора и что в случае досрочного ухода Шанцева его преемник просто продолжит его работу. Однако жизненный опыт говорит, что смена власти в нашей области, как и в стране в целом, так «просто» не происходит. Как правило, новый начальник, даже если он из команды бывшего руководителя, не продолжает дело предшественника, а создает план своего имени, от составления до реализации которого проходят годы. Причем эта работа накладывается, а иногда является всего лишь формой прикрытия борьбы за власть и собственность, примерами которой богата история Нижнего Новгорода и области 1990–2000-х годов. Поэтому тот, кто считает, что смена губернатора поможет нам поймать «птицу счастья завтрашнего дня», рискует получить жестокое разочарование «кризиса переходного периода».
Из этого отнюдь не следует, что действующий губернатор и его команда могут гарантировать нам выполнение своих амбициозных планов на этот год. Как нетрудно заметить, некоторые из них осуществимы только путем федерального финансирования, некоторые — лишь при благоприятной социально-экономической конъюнктуре. Серьезные коррективы в их реализацию могут внести социальные выплаты до президентских выборов и повышение цен на продукты и услуги первой необходимости после них. Но в любом случае, машина уже набрала обороты, и лишь при наихудших условиях весь ее пар уйдет в свисток.
Если изменения в социально-экономической жизни области в наступившем году будут иметь в целом благоприятный характер, то в политической жизни нас ожидает продолжение отката в столь милые ныне многим «времена застоя». Приметы их нам хорошо знакомы: отсутствие реальной политической конкуренции, монополия на власть правящей группы, одна партия, выдающая себя за «ум, честь и совесть нашей эпохи», запрет на публичную критику власти, превращение средств информации в средства пропаганды, свобода слова на кухне. Что будет с этой системой власти, когда она утратит приобретенную за девяностые мобильность, тоже хорошо известно, но последствия этого мы увидим точно не в этом году. Пока же в стране и в области сохраняется мода на политическую стабильность, и только немногие замечают, что у нас получается либо развитие рывками, либо стабильность без движения.
Этим, разумеется, не исчерпывается перечень важных событий, которые, с той или иной степенью вероятности, произойдут в 2008 году. Так, после многих лет творческих исканий наш ГАЗ собрался в этом году представить российскому покупателю «легковой автомобиль мирового уровня», о чем еще в июне прошлого года сообщил журналистам все тот же Валерий Шанцев. Речь идет о лицензионном производстве Chrysler Sebring и Dodge Stratus, на базе которых завод намерен разработать новые модели. Модель Chrysler Sebring 2001 должна заменить горьковскую «Волгу», как когда-то железный конь пришел на смену крестьянской лошадке. Правда, смущает то, что новая модель не так уж молода, и DaimlerChrysler у себя на родине прекращает ее выпуск. Но недаром говорится: что русскому здорово, то немцу — смерть. Поэтому поживем и увидим, сможет ли «приемный ребенок» ГАЗа конкурировать по своему качеству и цене с ведущими мировыми производителями
И напоследок о грустном. Скорее всего, 2008 год станет последним для нескольких тысяч деревьев, которые будут нещадно вырублены во дворах домов, в садах и парках Нижнего не в меру деятельными строителями под причитания и проклятия жителей при заинтересованном попустительстве властей. Что пользы говорить чиновникам, что город задыхается от пыли и газов, когда застройщики обещают вложить в благосостояние области и самих чиновников ну очень реальные деньги?! Но придет день, и те же самые люди горячо поддержат президентскую инициативу провести кампанию по озеленению наших городов. К сожалению, это тоже в наших традициях: «Что имеем — не храним, потерявши — плачем»…