№1 (1), 10.01.2008

Политика

Победит ли молодость?

Главное слово в современном политическом лексиконе — это слово «стабильность». Элита и бюрократия сегодня молятся на стабильность, и народ, подобно чаянию советских времен «лишь бы не было войны», тоже за стабильность. Отсюда и главная тема политических прогнозов — стабильность будет носить абсолютный характер или относительный? То есть всех начальников оставят на своих местах или кого-то отправят в нафталиновый чулан?

В 2008 году в Ниже­городской области крупных выборных компаний не предвидится. Даже октябрьские довыборы депутата Законодательного собрания по Семеновскому одномандатному округу имеют мало шансов стать интересными, учитывая возможности «единороссов» на нижегородском севере. Поэтому проще всего прогнозировать полную стабильность. Однако при всей кремлевской преемственности новый президент — это дестабилизирующий фактор для слоя губернаторов.

Президент Путин не устраивал массовых публичных порок региональных кадров, но что мы видим сегодня? Среди губернаторов осталось мало ветеранов по стажу и возрасту: Лужков, Россель, Сумин, Шаймиев, Рахимов, Шанцев… Большинству из них Путин готовил смену, но по разным причинам они устояли. В отличие от Титова, Прусака, Аяцкова…

Президента-предста­вителя 50-летних сменяет президент из поколения 40-летних. Сумеет ли он сработаться с губернаторами-аксакалами, которые занимали свои посты и при Ельцине, и при Путине? Комфортно ли будет демократу Медведеву решать вопросы с коммунистами Шаймиевым и Шанцевым? Совместимы ли они ментально?

С Путиным все было понятно — он придерживался теории баланса опытных и молодых губернаторов, политиков и хозяйственников, самодержцев и либералов. У Медведева наверняка есть свой взгляд на взаимоотношения Центра и регионов. И объективным тормозом изменений в этих взаимоотношенях станут возрастные губернаторы, перешедшие черту 60-летия. Молодой президент наверняка захочет опереться на 40-летних губернаторов Хлопонина, Зеленина… Вот поэтому и можно предположить начало полосы нестабильности для губернаторов-герантократов.

Вопрос лишь в том, какую тактику изберет Медведев в зачистке губернаторского корпуса. Будет он действовать быстро и резко или предпочтет не торопиться, растянув удовольствие на два-три года. Упертые регионалы (Россель, Лужков, Шаймиев, Рахимов) являются сильными оппонентами, и позиционная борьба с ними ничего не дает. Поэтому нужно ожидать, что новый президент уже в 2008 году может сменить кого-то из региональных руководителей, и, скорее всего, кого-то из «бессмертных».

Дело, конечно, не только в ментальной несовместимости. В Нижегородской области губернатор Валерий Шанцев сделал немало: перетряхнул элиту, выстроил вертикаль власти, навел порядок в уплате налогов, оживил работу по ряду стратегических программ. В то же время, становится очевидным, что он достиг потолка компетенции. Он выполнил свою роль антикризисного менеджера, в чьих руках пряник и кнут, но что будет дальше? Настоящее развитие региона требует управленца новой формации, который не будет прикрывать неудачу в переговорах с иностранным инвестором словами «ну и не очень-то надо».

Это логично и своевременно. Пугает только одно — в Нижегородской области почему-то всегда очень тяжело происходит перемена власти. Вот и сейчас не будет элитного консенсуса: кто же достоин сменить Шанцева, который, как бы к нему ни относиться, задал высокую планку губернаторства. Впрочем, сейчас грамоты на княжение выдает Кремль, и потому это головная боль не регионального масштаба.

Все сказанное означает только одно: полной и абсолютной стабильности в Нижегородской области ждать не надо. Сейчас вся элита — депутаты регионального парламента, городской думы Нижнего Новгорода, партия нижегородцев в Белом доме — начнут оглядываться по сторонам. Кто и куда их поведет, может быть, уже в 2008 году?

Есть некоторая вероятность, что в случае смены губернатора, его место займет мэр Нижнего Новгорода Вадим Булавинов. Он как раз из поколения 40-летних. Что такое вертикаль власти ему преподавали все последние два года. Так что потенциальные кандидаты на пост мэра Нижнего Новгорода должны держать свой порох сухим. Срок полномочий мэра истекает в октябре 2010 года, но не факт, что выборов главы Нижнего Новгорода придется ждать так долго.

В течение всего 2007 года происходило вытеснение кириенковцев из статусного элитного слоя. Последней жертвой стал экс-депутат Госдумы Алексей Лихачев. Понятно, что дело не в личностях Лихачева или Люлина, а в том, что выгрызание группировки — это всегда мина замедленного действия. Любой политический тектонический сдвиг — и опять начнется деление на своих и чужих, шанцевских и антишанцевских. В 2008 году в элите спокойно не будет: одни будут ждать перемен, другие — молиться за сохранение статус-кво.

Юлия Сухонина