08-01-31
Культурный слой
Реализм в квадрате
В эти дни в Нижегородском художественном музее проходит солидная юбилейная выставка заслуженного художника Кима Шихова, посвященная 75-летию со дня рождения.
Около ста работ, начиная с шестидесятых годов и по настоящее время, производят добротное впечатление крепким профессионализмом и патриотизмом. Полотна больших форматов, энергичный мазок, смелое обращение с цветом. Представлен в основном пейзаж, натюрморт и портрет.
Первый зал открывает романтическая классика шестидесятых, где особое внимание привлекает «Портрет отца», сделанный в интересной изломанной манере, которая словно передает фактуру лица, рук. Светла и лирична «Машенька» — скромная русская девушка с грустными глазами.
Из работ 70-х годов запомнился триптих «Соловьиные березы» — «Весна» — «Каргополь». Запомнился трагическим изгибом стволов, словно деревья прорастают не землю, а как минимум бетон.
Картины посвященные малой родине исполнены особой теплотой и грустью. Скупые краски нечерноземья, покосившиеся избушки, осенние поля. Но все такое милое сердцу каждого из нас. «Ковернинские старожилы» дышат какой-то нелюдимой кержацкой суровостью. «Пьяная речка» — действительно пьяная. «Повершье осени» — богом забытый поселок. И очень поэтичны работы болдинской тематики.
Однако самые выразительные — портреты, из которых самый-самый — художницы Маргариты Касьяновой. Изящная фигура, более присущая певице у рояля, ракурс со спины и точеный профиль. Концептуален портрет Бориса Пильника с книжным шкафом за спиной, где на полках рядом с Диккенсом и Грэмом Грином соседствует Библия (это в семидесятых-то!). Очень интересен «иконостас» «Памяти Юрия Адрианова» с не менее концептуальным окладом: церкви, книги, пишущая машинка.
Завораживает портрет Братановой в рембрандтовской колористике: темное платье, глухой фон с бордовым рисунком на шторах. Выразительное лицо зрелой женщины, чувственные губы, спокойный взгляд. А вот портрет Льва Сивухина, несмотря на внешний динамизм, показался каким-то уж слишком парадным, если не сказать манерным.
В целом — солидное, доброе ретро, и ни одной мало-мальски экспериментальной работы, хулиганского мазка, следов мук творчества. Словно где-то на Марсе творил абстракции Кандинский, разрушал перспективу Матисс, сходил с ума Модильяни, а Дали наоборот сводил с ума обывателей. Как нельзя уместны здесь слова старика Хемингуэя о том, что «наши недостатки — это продолжение наших достоинств».
Хотя как посмотреть? Ведь все-таки достоинств.
Сергей Плотицын