08-02-08

Экономика

Муки туризма

Размышления журналиста и туриста. Основано на личном опыте

Правительство Нижегородской области заявило, что туризм должен стать второй по значимости сферой региональной экономики после автомобилестроения. Учитывая, как у нас обстоят дела с последним, я сильно волнуюсь за туризм. И не списываю потуг областных властей — на прошлой неделе был принят региональный закон «О туристской деятельности».

В ходе первого в этом году заседания Зако­но­дательного собрания Нижегородской области был принят во втором и окончательном чтении региональный закон «О туристской деятельности». Впервые о необходимости написания подобного регламентирующего документа в правительстве области заговорили в 2006 году. Потом губернатор Валерий Шанцев выразил мысль, что было бы неплохо причислить Нижний Новгорода к городам Золотого Кольца. И началось.

Работа над документом не была простой: его дорабатывали и местами переписывали. Чиновники основательно поломали голову, как заставить местные туристические компании заниматься не только вывозом граждан на теплые берега Египта и Турции. Они дошли даже до экзотических способов, решив давать льготы и прочее вспоможение за развитие внутреннего туризма. Компания, которая возит туристов в нижегородскую глубинку, может рассчитывать на освобождение от арендной платы и беспроцентные кредиты. Правда, все это в итоге обернется жестким контролем со стороны правительства, как и во всем, где задействована хоть копейка бюджетных средств. Города региона в их исторической части будут поделены на зоны, а муниципалитеты смогут получать свою долю дохода с показа красот архитектуры. Полученные бюджетами деньги должны пойти на поддержание памятниками приличного вида. Гиды, работающие в этих зонах, будут проходить сертификацию, так как правительство не очень уверено, что ведение экскурсий настолько безупречно, что туристы опять захотят приехать в Нижний Новгород, Арзамас или Семенов. Ожидается, что действие закона приведет к притокам десятков миллионов долларов, инвесторы кинутся строить гостиницы, рестораны и сувенирные лавки, а также выдумывать туристические маршруты. Надо думать, что бюджет срочно восстановит сами объекты туристического интереса в виде старинных усадеб и монастырей.

Все это, конечно, славно. Туристические компании ждали этого закона, так как он установил «правила игры». Правда, теперь у них могут возникнуть вопросы. Будет ли инвестор вкладывать деньги в гостиницу на краю области, если он сто раз подумает, нужно ли строить ее в самом Нижнем Новгороде? Что делать мелкому предпринимателю, имеющему конную базу в ветлужских лесах? Есть ли у него шансы получить льготные кредиты, если правительство наверняка сочтет его слишком мелкой сошкой в туриндустрии? Уверуют ли чиновники, что погоду делают не только крупные игроки, но и владельцы гостиных домиков с их трогательным домашним сервисом?

Уверуют ли чиновники, что погоду делают не только крупные игроки, но и владельцы гостиных домиков с их трогательным домашним сервисом?

Кстати, специалисты уверены, что госпомощь турфирмам — это очень редкий случай в России. И каковы будут последствия этого опыта — пока непонятно. Идея причисления Нижнего Новгорода к городам Золотого Кольца воспринимается откровенно со смехом. «Не надо завидовать Суздалю. Это город-конфетка и на превращение его в туристическую Мекку потрачены огромные усилия, деньги и годы», — смеется один из участников нижегородского рынка туризма. По его словам, далеко не все города Золотого Кольца одинаково популярны и хорошо зарабатывают на своей истории. Он уверен, что правительство Нижегородской области могло бы и потратиться на креатив. «У нас же купеческий город на Волге, неужели нельзя придумать ничего привлекательного? Под какую идею мы должны вложить деньги в строительство кемпингов и прочей индустрии?» — интересовался собеседник.

Чтобы понять, насколько все запущено в нижегородском туризме, надо побывать чуть дальше исторической части Нижнего Новгорода. И не на вертолете. Тогда станет понятно, что у региона есть потенциал для развития всех прописных видов туризма: природного, исторического, этнографического, религиозного и прочего. А заодно вас накроет подобно обуху мысль о том, сколько же нужно усилий, чтобы получить отдачу и заинтересовать людей. И дело даже не в рекламе нижегородских красот и истории, которые можно нарисовать в буклетах. Дело в состоянии той самой красоты. Не надо пугать туристов разницей между буклетной картинкой и реальным положением дел.

Лично я очень люблю скромное обаяние нижегородской глубинки. Если в дороге все будет благополучно, то вы сможете оценить красоту старого Арзамаса, его храмы, купеческие особняки, улочки, виды на Выездное и пойму реки Теши. Там художник Перов писал свою знаменитую «Тройку», там рубили головы тысячам разинцев, там умерла купчиха от вида Пугачева в клетке, там провел бессонную ночь Лев Толстой, жалуясь на мордовский ужас. Кстати, этот город располагает приличным общепитом, в нем есть гостиницы.

Совсем рядом располагается поселок Пешелань с его гипсовыми шахтами, «белыми» шахтерами и подземным музеем. Несколько наивные экспозиции и задумки организаторов не смажут впечатления от спуска на шахтерском лифте и бега вагонеток.

Любители храмов могут наслаждаться их видом и посещением на всем пути от Арзамаса до Дивеева — церкви сохранились почти во всех селах. Поклонение святыням может омрачить только многолюдие и дороговизна сопутствующих услуг и товаров. Зато вода в святых источниках пока бесплатная, а если повезет, то и откушать получится в ресторане приличной гостиницы, которые в Дивееве есть. Правда, бронь зачастую расписана на месяцы вперед, и мест для проживания реально не хватает.

Поклонники пушкинского творчества обязательно должны посетить Большое Болдино, которое остается все таким же ухоженным и радующим глаз, как и в советские времена. Гостиница и ресторан при ней добавят комфорта, а незатейливые сувениры — туристской радости. К тому же, обладая собственным автомобилем и имея определенную независимость, можно посетить в семи километрах от Болдина в сторону Мордовии умирающую деревню Львовку, в которой сохранилась усадьба, основанная дедом поэта. Там тоже интересная музейная экспозиция и маленький, но милый парк с заколоченной церковью, остатками церковно-приходской школы и заросшими прудами.

Если вас вообще интересуют усадьбы, кроме болдинской и львовской, то можно проехать в соседний Гагинский район и посмотреть на остатки дворца Пашкова в Ветошкино и на домик барона Жомени в Баронском хуторе. Правда, последний ревностно охраняется, так как по сути является частной усадьбой. Это нарушает гражданское право на любование культурным наследием, но владелец, наверное, уповает на закон о частной собственности. Стоит увидеть усадьбу Рукавишникова–Приклонских в Богородском районе. Кстати, не советую пускаться туда после дождей — дорогу туда так и не построили со времен барина.

Реально запастись и вещественными доказательствами богатства нижегородчины. Если любите металлические изделия в виде ножиков и замков — езжайте в Павлово, Ворсму или Вачу. Хочется серебряных ложек и филигранных подстаканников? Отправляйтесь в Казаково. Желаете резьбы по кости? Посетите бывшую тюрьму в Варнавино — там производят необыкновенную и недешевую красоту. Откушать пряников со вкусом детства, а заодно приобрести деревянные изделия с известной росписью можно в Городце. Статуэтки из «пьянского мрамора» — в селе Борнуково. За хохломской росписью есть смысл поехать в Семенов, за кожаными изделиями — в Богородск, за копчеными лещами — в Воротынец. Как правило, эти предметы (кроме пряников и лещей) остаются в семьях навсегда и передаются по наследству вместе с фарфоровыми чашками бабушки.

Если вы обожаете верховые прогулки, северные леса и комаров — можно поехать на Ветлугу. Рыбалку с егерями вам организуют на волжском Фокино. Полазить по пещерам, правда, придется на свой страх и риск в Ичалках Перевозского района. Посмотреть на мордовские капища в Шатковских лесах можно только с проводником, иначе деревья заморочат и из чащи не выпустят. Принять участие в обряде похорон Костромы — в потерянных селах юга области можно совершенно бесплатно: вам даже могут доверить нести гроб с героиней праздника.

А вот спускаться с аквалангом в лабиринты Вадского озера не советую без опытных инструкторов, тем более, что еще никто не знает, куда ведут эти подводные коридоры…

Потенциал действительно роскошный, так как еще не все взорвали, растащили, присвоили или обанкротили. Другое дело, что турист может ни разу не столкнуться с комфортом, что является существенным минусом. Приличных гостиниц, тянущих хоть на три звездочки к югу от Нижнего Новгорода так мало, что на руке пальцев больше. Стоит также отметить плачевное состояние как федеральных трасс на территории Нижегородской области, так и дорог статусом пониже. Словом, предпочтение автомобилям с полным приводом, чтобы не раскинуть колеса и не застрять в нижегородской грязи, а также луженым желудкам, так как приличного общепита, кроме придорожных кафешек, вы можете и не найти. Обилие заправок с сомнительным качеством топлива обескураживает. И запаситесь картами или навигацией — не надо надеяться на дорожные указатели. Словом, поездку можно условно назвать «Посмотреть красоту несмотря ни на что».

Печально, но региональные власти не предпринимают никаких усилий по охране объектов культурного наследия. Инвесторы и подрядчики уродуют, частично уничтожая усадьбы и церкви, — утрачена подлинная белокаменная резьба на Рождественской церкви в Нижнем Новгороде, фундамент колокольни XVI века в Дудинском монастыре расчистили, сняли белокаменную отделку с пашковского дворца в Ветошкино. Случаев уголовного преследования вандалов я не припомню. Ставка на крупных инвесторов в сфере туризма тоже выйдет боком. Если вы были в Суздале, чьи лавры не дают покоя шанцевскому правительству, то поймете, что самое милое — это домик и кухня в национальном стиле, предоставленные частным предпринимателем. Он также дорожит своей репутацией, как и серьезная компания, только его сервис отличается особенной теплотой и притягательностью. Согласитесь, это все слабо вяжется с декларациями о развитии внутреннего туризма.

Юлия Сухонина