08-02-14
Культурный слой
Были и мы рысаками
4 февраля в зеркальном фойе Дома актера прошла презентация необычной книги. Автор ее, Святослав Михайлович Ушаков – старейший актер театра драмы, лауреат премии Собольщикова-Самарина. Ясно, что книга про этот самый театр драмы и называется скромно «Театральные портреты».
На «портретах» — сам основатель театральной школы Нижнего Николай Иванович Собольщиков-Самарин, всесоюзно известные актеры Вацлав Дворжецкий и Владимир Самойлов. Ожившая история, ибо даже я, театрал с двадцатилетним стажем, застал на сцене из тридцати героев книги только троих актёров и четыре спектакля из общего перечня. Впрочем, ничего удивительного, так как все персонажи родились либо в позапрошлом веке, либо в начале прошлого. Другое восприятие, другой мир — только люди, перефразируя Воланда, те же, да вот телевизор их испортил. Потому что просто трудно поверить в тот пафос и восторг, в те аншлаги, которые описывает автор капитальной монографии. Она, вдобавок к увлекательному изложению и интеллигентному слогу, еще и ни в коей мере не перегружена цифрами, деталями, названиями, чем грешат обычные мемуары.
Написано много доброго о каждом. Возможно, и слишком. При всем при том без сахара. Есть и личные оценки, местами колкие, как профессионального свойства, так и житейского. Так что объем наблюдается.
А уж интересно безумно. Два дня ходил под впечатлением и одновременно, под огорчением от состояния современного театра. Хотя, горюй-не горюй, а энтузиазм всегда выветривается вместе с социализмом, как сигаретный дым вместе с теплым воздухом через открытую форточку.
Вела мероприятие Софья Высоцкая — очень корректно и в то же время по-хозяйски энергично, так что всем двадцати выступающим, от народного артиста Познанского до скромной библиотекарши, хватило времени, а зрителям — терпения.
Первое слово дали коллегам. Александр Мюрисепп просто раскрыл секрет, что автор — пенсионер только на бумаге и до сих пор выходит на сцену в «Гамлете» в роли первого актера. Маргарита Алашеева, печально вздохнув, поведала, что в те времена она была студенткой и «какая сильная труппа была, что даже играть в массовке рядом с мастерами, уже было счастьем». Актриса подчеркнула демократичный подход автора, где рядом с народными нашлось место и простой, но замечательной Валерии Вольской. (На этом, кстати, список делегатов от театра иссяк).
Александр Цирульников отметил профессиональную работу Святослава Ушакова на радио («Люди звонят и спрашивают продолжение») и в конце выдвинул книгу на премию Нижнего Новгорода.
Самым неожиданным оратором оказалась Галина Абрамова, бывший директор конно-спортивной школы: она поведала об увлечении актера Ушакова скачками на ипподроме в качестве наездника.
Валерий Шамшурин в кратком и образном слове поздравил актера с писательским дебютом и тут же предложил открыть либо актерскую секцию в Союзе Писателей, либо писательскую — в Союзе Театральных Деятелей.
В промежутках между горячими выступлениями комсомольцев 1950-х остужал атмосферу сын именинника Игорь Ушаков, декан фортепьянного отделения консерватории. Рахманинов, Гречанинов… А номер, где папа под аккомпанемент сына живьем спел зонг из спектакля с залихватским рефреном «вода-ерунда», вызвал эйфорию и слезы.
В завершение дали слово юбиляру: он поведал в красках вполне драматичную историю издания книги — от полного пессимизма до поддержки друзей, Бога и (пока только обещанной) областного культурного руководства. Первую ложку меда внесла Наталья Адрианова, набравшая текст на компьютере к качестве шефской помощи. Случайно встреченная в Зеленом городе редактор Татьяна Пелевина перевела дело уже в издательское русло, выступив в какой-то степени гарантом акции. А потом провидение привело в наш город некого греческого режиссера, снимавшего по всему миру фильм «Пыль времени». Актеру Ушакову досталась маленькая роль еврейского дедушки, не желавшего бросать родину. Гонорар за съемки составил ровно половину стоимости издания.
И вот книга издана. Завершилась презентация. Отдан долг памяти и уважения актерам и режиссерам, радовавшим и волновавшим театралов прошлого века. Единственное, что не было сделано и о чём волнуется автор, так это о мемориальной доске на фасаде театра. На ней должны быть слова «Николай Иванович Собольщиков-Самарин – основатель нижегородского (горьковского) театра».
А то премия есть, а памяти нет. Нехорошо!
Сергей Плотицын