08-02-14

«Правильный» визовый режим

В нижегородском Управлении федеральной миграционной службы наглядно объяснили французским журналистам, как работать в предвыборной России

В середине января журналисты французского телеканала «France 24» прислали в офис нижегородского Фонда в поддержку толерантности письмо. «Мы, — писала корреспондент Наташа Бутле, — собираемся в начале февраля приехать в Россию, чтобы снимать фильм о России в преддверие мартовских президентских выборов. Ключевая идея такова: путинская Россия принесла экономическую стабильность и реанимировала у многих национальную гордость, но это стоило многих свобод».
А 11 февраля Бутле и оператор Эрик Жозе были препровождены в Управление федеральной миграционной службы Нижегородской области. Уже 12 февраля намерения французских телевизионщиков изменились.

Четверо сотрудники миграционной службы появились в офисе ФПТ в два часа дня непосредственно во время интервью, которое Бутле брала у руководителя Фонда, известной правозащитницы, обозревателя «Новой» в Нижнем» Оксаны Челышевой. У иностранных журналистов потребовали документы, миграционные карты и документы на аккредитацию. И хотя в визах Бутле и Жозе в качестве главного пункта назначения была указана столица Приволжья (не говоря уже о правильно оформленных миграционных картах), они были обвинены в нарушении визового режима, поскольку «не получили специальную аккредитацию в Министерстве иностранных дел, чтобы иметь возможность работать в качестве журналистов».

Затем сотрудники УФМС потребовали, чтобы журналисты France 24 «сопроводили их» в главное управление ведомства на улице Рождественской для составления протокола. На вопрос, можно ли отказаться от данного приглашения, ответ был не то чтобы однозначный, но и не располагающий к двойственному восприятию. С одной стороны, «тогда, когда это удобно Вам!», а с другой — «не в шесть», «не в пять», «не в четыре». «Почему бы не в три?» Ради «экономии нашего и своего времени» опять же.


Начальник нижегородского УФМС Владимир Бриккер обещал не наказывать иностранцев. В связи с малозначительностью проступка

Между прочим, через час после миграционщиков на территории Фонда появился сотрудник неопознанных служб, а потом — ещё какое-то количество «сотрудников», которые «сопровождали» уже французов и уже за территорию ФТП. Ещё двое несли пост на улице, пытаясь не привлекать к себе внимание. Но нижегородские правозащитники внимательны к таким деталям.

Интересны два факта. Во-первых, официальный документ, в котором журналистам было предписано появиться в Управлении, не было ссылки на какую-либо статью КОАП (Кодекса об административных правонарушениях). И тут же во-вторых. Один из сотрудников Фонда слышал, фрагмент беседы двух миграционщиков — нижестоящего и вышестоящего, — которая состоялась в не очень потайном углу переполненной разнородными сотрудниками всяческих спецслужб комнате. Первый пытался убедить второго, что «это незаконно».

Как бы то ни было визит на Рождественскую состоялся. Правда, поздно вечером, уже после девяти часов, французов отпустили. Связалась с ними Оксана Челышева: обещали непременно появиться и объяснили, что сейчас едут уже напрямую в гостиницу.

Но не появились. С тех пор на связь они не выходят.

Стоит подчеркнуть, пожалуй, что они собирались снимать не только «оппозиционный» Нижний. Отнюдь. До этого были торговые центры и простые нижегородцы. В планах на четверг — встреча с Валерием Шанцевым. Хотя пресс-служба губернатора Нижегородской области подтверждая, что представители французских СМИ обращались к ним с просьбой об интервью, уверяют, что в этой журналистской радости им было отказано.

Эмилия Новрузова