08-02-21

Общество

Трещина в асфальте

Тема городских дорог заезжена уже больше, чем сами дороги. Но к ней придется привыкать, как к рефрену очень длинной песни. Настолько длинной, что она, пожалуй, растянется на десятилетия. Улично-дорожная сеть наших мегаполисов закупорена тромбами автомобильных пробок. Города останавливаются. Для того, чтобы этот исход давно предвидеть, не надо было пророческого дара — хватило бы здравого смысла, осознания реальности и простеньких расчетов. Но досуг ли нашему мужику креститься, пока не грянул гром. Он ведь и властью осеняемый тем же мужиком остается. Если-де от беды отвернуться, то, авось, сама рассосется. Не на этот раз, видимо.

Упроблемы этой нет радикального и быстрого решения. Темпы отечественного дорожного строительства известны. А задачи еще находятся в стадии осмысления, в лучшем случае — в стадии проектирования. Собственно, речь идет не просто о строительстве новых дорог — ясно, что в густо застроенном городе проложить их негде. Для этого придется провести огромный комплекс работ, снести массу зданий, расселить их обитателей в новое жилье, переложить тысячи километров коммуникаций всех видов. И рутинной укладкой асфальтового полотна по образовавшимся в техногенных джунглях просекам дело не ограничится. Повсеместно потребуются мосты, многоуровневые развязки, подземные туннели и парковки. Огромные парковки. Это начало целой строительной эпохи — эпохи реконструкции российских городов. Нижний Новгород в такой реконструкции нуждается остро.

Процесс этот будет долгим и болезненным.

Ничья земля

— Отчего же? — возразит иной читатель. — Гляньте, как бойко научились возводить у нас офисные небоскребы и торговые центры! Как грибы растут!

А не глянуть ли лучше на улицы вокруг них. Возле коммерческой новостройки еще обнаруживаются островки, кокетливо замощенные плиткой, украшенные газончиками. Это — «прилегающие территории». Шаг в сторону от них — и вы среди неистребимых колдобин и трещин, заполняемых жидкой грязью. Среди снежного месива, в котором утопаете по колено. Вы за периметром частного объекта, который на протяжении всего существования своего будет приносить прибыль своим владельцам. Понимаете? Вы на ничейной территории, то есть на территории города, полиса — давшего жизнь понятию «политика». За этой чертой экономика и становится политикой.

Тяжкая болезнь национальная в том, что «общее» и «ничье» в сознании нашем — почти синонимы. Но не все в мире приватизируется по самой своей природе. Нельзя отдать в частные руки воздух или реку. Все воздухом дышим, все из реки пьем. Невозможно распродать всю землю, необходимую нам для того, чтобы жить на ней сообща, все дороги, по которым каждый вправе проехать. Улица — общая. Значит, и содержать и украшать её мы, горожане, должны всем миром. Сбросившись по копеечке, доверить общий котел надежным выборным людям, с которых и спросим строго за расходование наших средств, пущенных на содержание общего достояния — улиц, дорог, мостов, парков…

Уже смешно? Эти копеечки — налоги, формирующие бюджет. Выборные люди — гордумы и заксобрания… Над ними — громада реальной власти, чиновничьей касты, корпорации, никогда не знавшей ответственности перед теми, кто стоит ниже на социальной лестнице. Исторически и по факту мы ни в малейшей мере не научились ещё ни формировать эту власть, ни контролировать её. Лишь выполняем с прежней покорностью предписываемые нам ритуалы массового согласия и одобряющего волеизъявления.

В этой социальной системе обобществленные средства — неиссякаемый источник подпитки все той же властной корпорации. И только. Бульон, на котором всходит плесень коррупции, вздымающейся непрерывными волнами «откатов». Нелепо рассчитывать на то, что эти средства смогут работать на общественное благо хотя бы с десятой долей той эффективности, с которой частные средства работают на благо собственника. Потому и вырастает стремительно блистающий небоскреб среди неистребимых, вечных ухабов, рытвин и трещин. Они — общие.

При таком положении глубокая реконструкция городской дорожной инфраструктуры может занять не годы, а многие десятилетия. А такие сроки при современных темпах развития цивилизации практически обессмысливают задачу. Через век над крышами хрустальных башен могут поплыть гигантские гравилеты… да мало ли там заманчивых картинок в закромах футурологов. Но так ли они волнуют поколения, которые хотят жить сегодня и сейчас. Жить и действовать, двигаться, ехать, перемещаться в пространстве: движение и есть жизнь. Значит, и проблему надо решать сейчас. Ситуация даже обнаружила вдруг утешительное единодушие «низов» с «верхами». Последние, возможно, ощутили себя жильцами роскошного пентхауза в доме, на нижних этажах которого занялся серьезный пожар. Плесень осознала, что питательный бульон быстро пересыхает.

Мы строили, строили…

Но если оперативно и радикально перестроить городскую дорожную сеть нельзя, нужно принимать другие меры, хотя бы частично снимающие остроту проблемы. К таким мерам относится, безусловно, полное выведение за городскую черту всего транзитного автотранспорта. Строительство обводных трасс идет обнадеживающими темпами. Хуже с мостами. Но это отдельная и вечно больная тема… Зато застройщики осознают, что кончается эпоха лихорадочного и бессистемного выхватывания клочков городской земли под возведение дорогих «точечных» объектов. Здания эти, многие из которых по отдельности очень хороши, вместе образовали в центре Нижнего настоящий хаос, обессмысливающий, застящий достижения архитекторов. Но теперь акцент в интересах строителей переносится на возведение крупных окраинных микрорайонов с развитой инфраструктурой. Если она впрямь будет хороша, это многих жителей избавит от необходимости частых поездок в центр…

Но все эти меры — важные и необходимые — не решают проблем автомобильного движения в городе. Число только легковых автомобилей в Нижнем давно уже перевалило за четверть миллиона. Ежегодно количество их возрастает более, чем на 40 000. Год назад директор Департамента архитектуры и строительства Администрации Нижнего Новгорода Сергей Медведев заявлял, что уровень автомобилизации его земляков к 2010 году составит 320 машин на 1000 человек, а к 2020 — 470 машин на 1000 человек. Сегодня ясно, что реальность стремится превзойти ожидания чиновника. Даже планы дорожной реконструкции, не говоря о её реальном воплощении, не успевают за такими темпами насыщения автотехникой.

Следствие одно — полный коллапс городского дорожного движения, исчезновение всех обочин и дворов под днищами запаркованных автомобилей. В этой ситуации власть с неизбежностью пойдет излюбленными административными путями решения проблемы. Теми путями, на которых не надо буквально ни ломать, ни строить. Цель ясна — любой ценой ограничить количество выезжающих на улицы авто. Методы ожидаемы. Решить проблему за счет прав и возможностей граждан — излюбленный путь власти. Иногда — единственный. Жезл ГИБДД легче стрелы строительного крана, потому и порхает быстрее. Бессрочная и ожесточенная кампания по борьбе за безопасность дорожного движения — отличный повод для освобождения дорог от автомобильных излишков. Штрафы должны уже не просто дисциплинировать, но отбивать охоту садиться за руль. Возможно, процедура техосмотра станет ситом, сквозь которое не просочатся на дороги многие владельцы подержанных автомашин. Изъятием водительских прав будет караться все большее количество нарушений ПДД, очевидных, спорных и мнимых.

Равнее, ещё равнее…

На каком-то интернет-форуме иронично обсуждается такая ситуация.

«Сотрудник ГАИ — неопытному водителю:

— Что-то мне вид ваш не нравится. Пили?

— Нет.

— А по-моему, пили. Надо ехать на освидетельствование.

— Хорошо, едем.

— А оно вам надо? У нас это далеко, в Сормово… Там еще долго ждать… В ближайшую больницу сверните — там вам анализ сделают, если в течении двух часов успеете, такая же справка будет, и она имеет силу…Только вот здесь, в протокольчике, распишитесь сперва под отказом от освидетельствования…

Расписывается глупый, доверчивый, растерявшийся чайник-водитель. Сам виноват, лох, — в автошколе занятия прогуливал. Не помнит, что отказ от освидетельствования сам по себе влечет за собой лишение прав на пару лет. И никому не нужна будет уже его справка, подтвердившая отсутствие алкоголя в крови. Минус один на дороге. А для этого все средства хороши!»

Не в том беда, что для решения проблемы применены будут меры административного порядка. Порой это неизбежно и необходимо. То плохо, что при укладе нашем именно такие меры автоматически ведут к дальнейшему расслоению народа на две неравных части. В первом, тонком слое окажутся имеющие большие деньги и высокие связи — они пребудут неуязвимы, их «Мерседесы», «Ауди», «Порше» и «Лексусы» понесутся дальше. Во втором слое осядут менее преуспевшие граждане на скромных подержанных машинках. Именно их будут понемногу вытеснять с дорог, отнимая ещё одно право — право на движение. Еще одна трещина рассечет народ — как ветхий асфальт.

Игорь Чурдалев