08-03-13
Экономика
Откуда квадраты? Со стройки вестимо
У нас в приоритете интересы крупного строительного бизнеса, а средний класс, потенциальный покупатель, — в загоне
В Нижегородской области отчеты правительства направлены не столько на то, чтобы показать рост показателей, сколько на то, чтобы оглушить население крупными цифрами. Все знают, что одной из отраслей, где очевиден подъем, является строительство. Поэтому нас уверяют, что в 2007 году в Нижегородской области больше одного миллиона квадратных метров жилья. Основная масса населения оглушена и… возмущена: где эти новые «квадраты», до которых почти всем нижегородцам как до Луны?
Есть такое понятие — «психологический барьер». Для строительного блока нижегородского правительства это — ввод одного миллиона квадратных метров жилья в год. В этот миллион «квадратов» входит все — от социального жилья, которое предоставляется бюджетникам и переселенцам из ветхого фонда, до коттеджей «новых нижегородцев». Вполне логично задаться вопросом: а почему губернатор Валерий Шанцев и его строительный блок не считают только социальное жилье? Хорошо, статистика должна знать все — от хижин до коттеджей. Но зачем тогда сравнивать эти цифры с показателями советского периода? Часто можно услышать, что мы вот-вот сравняемся с лучшими показателями тех времен. Совсем недавно заместитель губернатора по строительству не моргнув глазом сравнил несравнимое: цифры строительства жилья в городе Арзамасе в конце 80-х годов и в 2007 году. Тогда, мол, было сдано 54 тысячи «квадратов», а сейчас — 52 тысячи. Напомним, что тогдашние 54 тысячи квадратных метров жилья власть построила на бюджетные деньги и бесплатно отдала тем, чьи дома были разрушены во время печально знаменитого арзамасского взрыва. Это был тяжелейший труд работников строительных предприятий. Сейчас власть лишь выделяет строительные площадки и, как максимум, подводит коммуникации (газо- и водоснабжение, тепло, электричество). А жилье за деньги покупает население.
И в Арзамасе, и в Нижнем Новгороде сейчас строится примерно 0,5 квадратного метра жилья в год на человека. Много это или мало? По европейским стандартам — мало. Там считается нормой строительство одного «квадрата» на человека в год. Это свидетельствует о неразвитости нижегородского строительного бизнеса. В областном правительстве, кстати, не раз об этом даже говорили: местные строительные фирмы больше 100–150 тысяч квадратных метров жилья в год не потянут. Но есть и другая причина недосягаемости показателя в один квадратный метр жилья на человека в год. У нас весьма ограничен платежеспособный спрос на жилье…
Спрос на жилье в Нижегородской области превышает предложение на порядок. Редкая семья не хотела бы улучшить свои жилищные условия. Но желания не совпадают с возможностями. Финансовыми. Тут есть объективные факторы (жилье — самое дорогое, что есть у человека) и субъективные. О последних. Строительный бизнес под управлением Шанцева, Англичанинова и Ко успешно борется за высокие цены на жилье в Нижегородской области. Почти год назад Шанцев во всеуслышание заявил: «Население не должно пугаться коммерческого жилья. Говорят, что в Нижнем Новгороде самое дорогое жилье — 52 тысячи рублей за квадратный метр. Но если бы оно было еще дороже — было бы лучше как раз для того, у кого нет денег, потому что с инвестора по методике в бюджет области вычитается 20% от стоимости жилья, и чем больше область получит денег, тем больше будет построено жилья для переселения из ветхого фонда».
Может, это логика либо миллионера из коттеджа, который не платит 20% в бюджет, либо коррумпированного чиновника, взятки которому входят в цену жилья? При высоких ценах на жилье более всего страдает реальный средний класс, который квалифицированным трудом хорошо, но не более того, зарабатывает, а не сидит на тех или иных финансовых потоках. Люди хотят иметь двоих-троих детей, машину, квартиру, загородный домик. А их загоняют высокими ценами на квартиры так, что от многого другого приходится отказаться.
Как действует сейчас правительство и строительный блок? Они основательно и расчетливо проводят политику высоких цен на жилье. В одном недавнем интервью заместитель губернатора Валерий Англичанинов сказал о том, что в 2008–2009 годах в Нижнем Новгороде показатели ввода жилья достигнут 800 тысяч «квадратов» и больше увеличения этой цифры не будет. Подрядчики пойдут в районы области. Это означает только одно: губернатор и его команда не хотят стабилизации цен на жилье в областном центре за счет роста ввода жилья. Ради высоких цен они готовы остановить этот рост в Нижнем Новгороде.
Пример. За счет Выксунского металлургического завода наблюдается подъем уровня жизни в Выксе. И сразу цены на жилье скакнули от 1400 долларов и выше за один квадратный метр жилья. Реакция администрации района и населения такая же, как и в Нижнем Новгороде: жилье приобретают не те, кто в нем реально нуждается. Не жители ветхого фонда, не средний класс (квалифицированные специалисты из всех сфер, на которых все держится), а богатые люди, контролирующие финансовые потоки и не знающие, куда еще вложить свободные средства. Еще 2–3 года назад пошли разговоры о том, что квартиры, жилье стали самым распространенным видом вложения средств, более выгодным и менее рисковым, чем бизнес или банковские реквизиты. И вот таким вводом жилья нас пытается оглушить правительство Нижегородской области!
Ну, хорошо, властям приятно, что в Нижегородской области построено больше одного миллиона квадратных метров дорогого и недоступного жилья. Но реальна ли эта цифра? Нижний Новгород отчитался за 600 тысяч квадратных метров (еще в декабре 2007 года было введено чуть больше 400 тысяч). Получается, что остальная область дала 400 тысяч квадратных метров жилья в 2007 году. 100-тысячный по количеству жителей Арзамас дал 52 тысячи «квадратов», богатый Выксунский район — 14 тысяч квадратов. Откуда взялись остальные 300 тысяч квадратов с гаком? Районов двадцать в эту копилку не дали ничего, кроме коттеджей глав местных администраций и местных олигархов, которые построены давно, но оформлены как законченное строительство только для выполнения плана в этом году… Много разговоров о вводе жилья для молодых специалистов, работающих в сельской местности. Эта программа закрепления молодых кадров на селе действительно реализуется. Но и тут отчетность бежит впереди паровоза. Кое-где дома якобы введены в 2007 году и попали в отчетность Шанцева, а молодые специалисты продолжают жить в хижинах без удобств.
Нельзя сказать, что в сфере строительства жилья в Нижегородской области ничего хорошего не делается. Просто в приоритете интересы крупного (московского) строительного бизнеса, а средний класс, потенциальный покупатель, — в загоне. Правительство несет ответственность за ветхий фонд, а за средний класс — не несет. Поэтому проводится линия на высокие цены. Это сдерживает темпы роста по вводу жилья, но есть резерв в виде местных олигархов и бюрократии, которые жируют и в состоянии строить коттеджи. Отсюда и получим «нео-хрущебы» для бывших жителей ветхого фонда Нижнего Нижнего Новгорода, Кстово, Арзамаса, Дзержинска и коттеджи для богатых, плюс десяток другой домов для детей элиты — вот и вся строительная программа нижегородского правительства до 2012 года. А при чем здесь основная масса нижегородцев? Не случайно министр жилищной политики Виталий Крючков, обещавший дешевое жилье для 156 тысяч семей нижегородцев, уже пытается вернуться в Москву.
Виктор Деменев