08-03-13
Политика
Всё хорошо!
Ответные радостные крики слились в единое неразборчивое «Вау!»
Я тут затеял дома небольшой ремонт. А ремонт — это неизбежное перетаскивание мебели и сопутствующий этому беспорядок. На пару дней я лишился возможности не только в Интернет выйти, но даже и телевизор посмотреть. И это в судьбоносный, можно сказать, для нас всех момент, когда страна выбирала президента. Хотя вообще-то следить за предвыборной гонкой было неинтересно. Вся она замечательно описывается единственной фразой из какой-то новостной рассылки конца февраля: «Кандидат в президенты США сенатор Хиллари Клинтон во время теледебатов, прошедших минувшей ночью в Огайо, с трудом смогла вспомнить имя будущего президента России». То есть настоящие теледебаты, общественные дискуссии и, собственно, выборы происходят сейчас в США. А у нас тут — фатальный преемник и верность курсу.
Общественное сознание, кстати, на это моментально отреагировало. Я уже рассказывал читателям «Новой» в Нижнем», что люблю прислушиваться к разговорам на улице и в общественном транспорте. По последним моим наблюдениям, к жизни вернулись пословица: «Голосуй не голосуй — все равно получишь…», а также некоторые другие образцы специфического советского фольклора. С чем нас всех и поздравляю.
Но на заключительном этапе российских выборов некоторая интрига все-таки присутствовала. Скажем, когда я брал интервью у секретаря Нижегородского обкома КПРФ Владислава Егорова, он ясно дал мне понять, что коммунисты рассчитывают на второй тур, естественно, с участием Геннадия Зюганова. И Егоров, разумеется, не один был такой оптимист. С другой стороны, высказывалось мнение, что в борьбе за второе место Зюганова обойдет Владимир Жириновский.
Ну а разношерстная несистемная оппозиция заранее угрюмо готовилась к проведению 3 марта акций протеста по итогам выборов. Насколько массовыми будут эти акции, прогнозировать было сложно, но, кажется, власти всерьез их боялись и столь же угрюмо готовились противодействовать.
В общем, 3 марта, когда ремонтные работы наконец-то остались позади, я, наскоро прибравшись, поспешил включить телевизор. Ну что же… Никаких неожиданностей: второго тура не будет — уверенная и однозначная победа, рекордная явка, Жириновский Зюганова не обошел. О «несогласных» — ни слова. Собственно, на Первом канале иначе и быть не могло. Разгон акций «несогласных» транслировал Евроньюс. Но кто у нас смотрит Евроньюс?
Зато на Первом разворачивалось шоу, которое стоило, пожалуй, увидеть. Через заметаемую снегом Красную площадь двигались две одинокие фигурки: одна — в длинном солидном пальто, другая — в скромной черной курточке, правители России, действующий и заступающий на княжение. Где-то вдалеке, за стеной снега, распевала патриотические песни группа «Любэ».
Путин и Медведев взошли на эстраду, потеснив послушно умолкшего Расторгуева. Перед эстрадой обнаружилась внушительных размеров толпа, которая разразилась приветственными воплями. Путин подошел к микрофону.
— Вы замерзли, — сказал он с утвердительной интонацией.
— Нет! – восторженно ответствовала толпа.
— Я займу у вас пять минут, — продолжил Президент.
— Да!
Путин уложился меньше чем в пять минут, артистично продекламировав традиционный набор лозунгов: «Мы победим! Мы с вами (Путин особо подчеркнул это «с вами») продолжим движение вперед!». Ответные радостные крики слились в единое неразборчивое «Вау!»
Нам уже давно дали понять, что Путин — не просто президент, но еще и суперстар. Ну вот и еще раз нам это продемонстрировали. А заодно звездный статус распространился на скромно стоящего в сторонке Дмитрия Анатольевича (он ведь, кажется, Анатольевич?) — недаром, ой недаром, СМИ тиражировали его фотографии в компании Deep Purple и рассказывали, какой он фанат всевозможных рок-групп.
Медведев, кстати, и прочих участников политического, если можно так выразиться, процесса уподобил звездам. И Зюганов, и Жириновский, по его словам, «давно сияют на политическом небосклоне» (он еще немножко и поэт, наш новый президент).
«Звезды» — непременный атрибут праздника. Праздник жизни в России продолжается, — видимо, так нужно истолковывать явление двух президентов перед толпой на Красной площади. Ну, «праздник», пожалуй, будет сильно сказано. Однако большинство населения крупных мегаполисов и впрямь уверено, что у нас «все хорошо».
При этом согласия в вопросе, что на самом деле происходит со страной, нет. Весьма характерная иллюстрация. Отвечая незадолго до выборов на вопросы ФОМ о кандидатуре Зюганова, две абсолютно равные группы людей заявили, что не будут за него голосовать. Но при этом одна группа мотивировала это тем, что «опять будут какие-то перестройки», другая — «в стране начнется застой». Это выражение представлений не только о политике-Зюганове, но и о состоянии страны. Согласитесь, представления расходятся радикально. Однако под тем, что у нас «все хорошо», готовы подписаться и те, и другие. У нас все «хорошо». Ну, может быть, с какими-то оговорками… Но «хорошо»!
Кирилл Лодыгин