08-04-03
Политика
Грани стыда
Региональный парламент постеснялся снизить налог на мощные автомобили
На прошлой неделе в парламенте Нижегородской области случилось редкое событие. Большинство депутатов не поддержали предложение регионального правительства о снижении транспортного налога на автомобили, в простонародье именуемые «космическими кораблями» — за блеск, дороговизну, мощность движков и общую недосягаемость. Депутаты, паркующие свои «корабли» на заднем дворе парламента, не просто постеснялись согласиться с правительством, но и назвали предложение областных властей «аморальным».
Нижегородская область входит в третий десяток по доходам населения, в шестой десяток — по автомобилизации и висит на верхних строках по уровню транспортного налога. Правда, это совершенно не отражается на состоянии дорог в регионе. Областное правительство попросило депутатов одобрить повышение транспортного налога до максимальных ставок в 2006 году. Депутаты, избравшиеся в марте 2006 года и уже к осени успевшие подзабыть наказы граждан, идею поддержали. Так что с 1 января 2007 года нижегородцы приступили к усиленному софинансированию дорожного ремонта и строительства в области.
И только в августе прошлого года возмутились «коммунисты», потребовавшие снизить ставки для средне- и маломощных автомобилей, а также расширить список льготников. Голоса «слева» не были услышаны фракцией «единороссов». А информация из соседних регионов поражала. По данным «коммунистов», в Кировской области автовладельцы машин мощностью до 100 лошадиных сил платят 9,5 руб. в год с лошадиной силы, в Московской — 7 руб., в Свердловской — 6 руб., в Удмуртии — 8 руб., в Татарстане — 15 руб. для юридических лиц и 7,5 руб. — для физических лиц. Зато нижегородцы — по 25 рублей с лошадиной силы. Обладатели машин мощнее 200 лошадиных сил платили от 75 до 150 рублей с подкапотного «коня».
Сейчас, когда вместе со снегом и льдом сошли и остатки асфальта, а в ямы уходит по полколеса, областное правительство очнулось. Решили снизить ставку транспортного налога. Но не для всех, а только для самых бедных и нуждающихся — для владельцев автомобилей мощностью свыше 200 лошадиных сил. Ну, понятно. Не о «Жигулях» же думать. Кроме того, мощных легковых авто в регионе насчитывается чуть более семи тысяч, и бюджет от скидки потеряет лишь 28 млн рублей. В Минфине Нижегородской области не скрывают, что, мол, были обращения граждан с просьбой о послаблении налогового бремени. Конечно, когда машина стоит 3,5 млн рублей, под капотом 300 «коней», а столитрового бака хватает максимум на 500 км — это просто несчастье. Налог на это средство передвижения — порядка 45 тысяч рублей в год.
Депутаты, уважающие большие и сильные машины, проблемой, конечно, прониклись. Некоторые вслух ратовали в поддержку регионального правительства. Мол, начнем снижать налог с этой категории граждан, а потом и о других подумаем. Кто-то даже вспомнил о том, что в регионе есть и старые автомобили, владельцы которых совсем небогаты и не в состоянии платить такой высокий налог.
Правда, милость областных властей опять активизировала левую фракцию в региональном парламенте. Ее председатель Владислав Егоров распространил бумагу, в которой призвал депутатов не увеличивать социальную несправедливость в обществе и подумать о снижении налоговых ставок для менее состоятельных граждан. Собственно, раскол в сознании «единороссов» случился уже на заседании фракции.
Заседание парламента превратилось в праздник непослушания. Депутаты были в ужасе от предложения областного правительства. «Единоросс» Роман Зайцев отметил, что происходящее по сути «аморально», так как рядовое население очень озабочено завышенными ставками налога. Его однопартиец Александр Кузнецов признался, что не сможет смотреть в глаза своим избирателям. При этом Николай Пугин поддерживал инициативу правительства, Николай Шкилев предлагал все оставить как есть, а Александр Назаренков боялся «похоронить» идею снижения ставок вообще. Кто-то назвал происходящее «подставой». Бывший спикер ЗС НО, а нынче рядовой депутат Евгений Люлин поинтересовался: «Да кто это вообще придумал?». Масла в огонь подливали «коммунисты», придавая дискуссии политический привкус. В итоге мнения разделились, и инициатива правительства получила поддержку всего лишь 17 парламентариев и была отклонена. Присутствующий на заседании и. о. губернатора Сергей Потапов был заметно разочарован. После голосования он сдержанно поблагодарил депутатов за то, что высокие планки налога так и остались высокими.
Впрочем, никто не говорит, что депутаты забудут проблему. Есть предложение создать согласительную комиссию, в которую войдут и представители областного правительства. То есть предполагается, что депутаты не оставят идею исправить собственноручное повышение налоговых ставок. Посмотрим.
Жаль только, что обещания, под которые, собственно, и повышался налог, так и остались обещаниями. На днях удосужилась я проехать три сотни километров по трассе «Нижний Новгород—Саранск»: колея, ямы «а-ля ковровые бомбардировки», «эффект стиральной доски». Вообще, не считая ремонта подвески, очень помогает бороться с превышением скорости. За честным преодолением препятствий следят бдительные сотрудники ГИБДД, ждущие в засадах, когда кто-нибудь будет объезжать «карстовые провалы» по встречной полосе…
Правда, есть еще один позитив, который не должен потеряться в водительском негодовании. Региональный парламент способен мыслить самостоятельно. Пусть не весь и далеко не всегда, но все же. По большому счету, произошедшее было, конечно, не следствием горячей любви к избирателям, а боязнью подмочить репутацию. Потому что вслед за снижением налога на мощные авто можно было бы уменьшить квартплату на пентхаусы. А это еще пока стыдно…
Юлия Сухонина