08-04-03

Культурный слой

Восточно-европейские подснежники

Национальные киноретроспективы, организуемые при участии посольств и культурных центров различных стран, редко проходят мимо Нижнего Новгорода. На сей раз, с 19 по 28 марта, зрителей порадовали «Днями Венгрии» в киноцентре «Рекорд» в рамках которых прошла выставка цыганской живописи Rомаrt и были показаны пять фильмов — как представителей молодого поколения венгерских режиссеров, так и ленты, уже ставшие достоянием венгерского кинематографа. А с 25 марта по 8 апреля в «Рекорд» пожалует ретроспектива чехословацкой «новой волны», что родом из «Золотых шестидесятых».

Фестивальные успехи фильмов румынского режиссера Кристиана Мунджу

(«4 месяца, 3 недели и 2 дня»), чеха Петера Зеленки («Хроники обыкновенного безумия», «Пуговичники») заставили в последнее время говорить о многих восточно-европейских режиссерах не иначе, как о потенциальных спасителях европейского авторского кинематографа.

Есть успехи и у бойкой молодой венгерской поросли: «Контроль» Нимрода Анталя, «Икота» Дёрдья Палфи отмечены жюри и критиками на различных кинофестивалях. Хоть порой и сказывается недостаток «школы», а поучиться было у кого (ретроспективу Иштвана Сабо в «Рекорде» обещают устроить осенью), яркие, бодрые картины позволяют сказать, что венгерский кинематограф еще заявит о себе в обозримом будущем. Смолисто-фресочный фильм Золтана Хусарика «Синдбад» многократно усилил программу фестиваля. Обращение к изощренному внутреннему миру героя новелл Дюлы Круди Синдбада, продиктовано в первую очередь желанием создать шараду, преисполненную скрытыми смыслами для внутреннего потребления. На выходе же имеем прекрасный томный фильм о смерти и любви.

Неразрешенность вопросов самоопределения в послевоенной Европе для целого поколения в условиях венгерской «стабильности» шестидесятых идет в разрез с нынешним парадом возможностей героев социальных низин из фильма «Контроль».

Цель проекта Чешского центра под общим названием «Золотые шестидесятые» напомнить российскому зрителю о плеяде режиссеров «новой волны», знакомство с творчеством которых в свое время породило разговоры о «чехословацком кинематографическом чуде». Чуде, которое закончилось «Пражской весной» 68-го. Как напоминание о том, что «весна» часто заканчивается летом.

Жаль, что фильмы, которые будут показаны в «Рекорде», — это лишь усеченный вариант программы, подготовленной для показа в Москве. Зрителям будут представлены картины достойных учеников прагматика Отакара Вавры — Эвальда Шорма, Веры Хитиловой, Яна Немеца и Яна Шмидта. При этом не очень понятно, почему в нижегородский тур не отправились ранние картины Милоша Формана, которые благодаря известности автора, позволили бы усилить зрительское внимание к ретроспективе в целом. В любом случае, крайне рекомендуем ценителям кинематографа посещение сеансов в «Рекорде», а от кураторов проекта в Нижнем Новгороде ждем продолжения показов, поскольку представленные картины — лишь часть первой из четырех программ цикла.

Илья Далин