Особенности межнациональной миграции

В 2007 году на территорию Приволжского федерального округа (ПФО) прибыло более 216 тысяч человек, миграционный прирост составил 60 тыс. человек (за 2006 год — 152 тысяч). Об этом 3 апреля сообщил на коллегии по безопасности и антитеррористической деятельности заместитель полномочного представителя президента России в Приволжском федеральном округе Владимир Зорин, передает корреспондент ИА «Робсалт-Приволжье».

По его словам, основным фактором сохранения высокой степени латентности незаконной миграции остается то, что главным пунктом проникновения на территорию России из республик среднеазиатского региона является железнодорожная станция «Илецк-1», через которую проходят поезда международного сообщения и по территории Оренбургской области проходит участок Казахстанской железной дороги.

«Практически во всех субъектах РФ, находящихся в пределах Приволжского федерального округа, созданы межведомственные комиссии по вопросам трудовой миграции, — отметил Зорин. — В Саратовской области в целях оптимизации регулирования миграционных потоков уполномоченным органом исполнительной власти области по определению потребности в привлечении иностранных работников и подготовке предложений по объемам квот определено Министерство занятости, труда и миграции области».

Тем временем в Ниже­городской области разработана «Кон­цепция миграционной политики Нижегородской области на период до 2020 года».

С апреля 2004 года в Саратовской области действует «Центр для временного содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих выдворению (депортации) за пределы Российской Федерации».

Традиционно много внимания на заседании было уделено криминальным аспектам дел миграционных. На заседании Коллегии в своём вступительном слове заместитель приволжского полпреда Владимир Зорин в частности отметил, что «рост числа мигрантов, бедность ряда социальных групп населения в сопредельных странах создают предпосылки для дальнейшего увеличения числа лиц, вовлечённых в незаконный оборот наркотиков, в том числе их контрабанду». При этом г-ну Зорину, по его собственному признанию, «неприятно отмечать факты несогласованных действий, параллельную работу правоохранительных органов по одному объекту, а также ориентирования оперативных сотрудников на достижение исключительно статистических показателей».

При этом 8 апреля по окончании заседания правительства Нижегородской области заместитель губернатора Нижегородской области Ирина Живихина заявила, что число иностранных работников на нижегородских рынках сократилось с начала 2008 года с 3% до 1,5%.

По ее словам, дефицита рабочей силы на рынках не наблюдается, несмотря на отток иностранцев. Живихина особо отметила, сообщает НИА-НН, что в ближайшее время сроки всех контрактов иностранцев, которые работают на нижегородских рынках, истекут, и продлены они не будут.

В общем итоге нарисованная властью официальная картинка производит двойственное впечатление. С одной стороны, стало совсем очевидно, что решение бороться с нелегальной рабсилой на рынках было правильным, и вал критических и пессимистических заявлений, что «без» не справимся и «давайте всех легализовывать», нейтрализован — эти 1,5 процента могут быть заметны только весьма «заточенному» глазу.

С другой же стороны, проблема с большой потенциальной криминогенностью миграционных потоков никак не нивелируется, несмотря ни на какие ресурсные квоты и массовый отлов нелегалов. Грубо говоря, наркотики как поступали, так и поступают. То есть борьба идёт с самыми низшими звеньями миграционной цепочки. Вкупе с глобальной «несогласованностью» деятельности специально занимающихся этими проблемами служб перспективы вырисовываются плачевные. А если к этому добавить ещё и личные наблюдения любого нижегородца, посещающего городские рынки, которые весьма маловероятно отметят падение с трёх до пресловутых полутора процентов, то картинка и вовсе распадается.