08-04-28
Политика
Правая, левая где сторона?
В редакции газеты «Биржа» прошел круглый стол «Нижегородского эксперт-клуба», посвященный перспективам объединения демократических сил
В ходе обсуждения, вопрос объединения демократических партий естественным образом оказался вытеснен проблемой выживания партийных организаций. Объединяться для совместных действий на региональном уровне готовы и нижегородские «яблочники» и представители «Союза Правых Сил». Если последним удастся сохранить партийную организацию, что не является очевидным.
В начале круглого стола Александр Котюсов поделился информацией о своей беседе с Никитой Белых, который предложил ему возглавить нижегородскую организацию СПС. Котюсов, в прошлом неоднократно добивавшийся этого поста, взял тайм-аут на обдумывание и решил использовать заседание «Эксперт-клуба» для того, чтобы «посоветоваться», «нужен ли сегодня Союз Правых Сил, нужно ли вообще «правое» движение».
По словам Котюсова, в нижегородской региональной организации по документам числится около 600-700 членов, но сегодня даже нет места, куда они могли бы прийти и заявить о своем выходе из партии. Поэтому сколько человек останется после обязательного приведения документов в порядок, прогнозировать сегодня невозможно. Во всяком случае актив партии, в котором ранее были такие яркие фигуры, как Александр Косовских, Галина Клочкова, Алексей Лихачев, Андрей Осипенко, Павел Солодкий, Михаил Теодорович, сегодня сократился до одного Котюсова, которому (ну, прямо как Путину о демократии) и поговорить-то не с кем, посоветоваться.
Советчики, из числа приглашенных на круглый стол политологов, были настроены критически, но оптимистично. Котюсову досталось за то, что «правые» набрали людей, которые потом их «предали», в отличие от «яблочников», среди которых, по мнению Валентины Бузмаковой, больше порядочных людей, сохраняющих верность своим идеалам.
Александр Котюсов рассказал, что Никита Белых предложил ему возглавить нижегородскую организацию СПС
По мнению Андрея Дахина, политическая партия должна быть подключена к системе власти, хотя бы в вопросе формирования повестки дня
По мнению Константина Барановского, топ-менеджеры Союза Правых Сил остались где-то в середине девяностых, когда им было уютно в митинговой стихии
Александр Прудник обвинил представителей «правых» во власти в том, что они «решили отказаться от своих избирателей»
Александр Прудник обвинил представителей «правых» во власти в том, что они «решили отказаться от своих избирателей». На взгляд старшего научного сотрудника Института социологии РАН, сегодня у нижегородцев много проблем, но их не слышат представители власти. И если СПС воспользуется такими «болевыми точками», как сфера ЖКХ и проблемы застройки города, то у партии есть ресурс для возвращения своего влияния.
По мнению профессора НГАСУ Андрея Дахина, когда говорят о партийной повестке дня, то на самом деле подразумевают, что есть несколько повесток. Одна повестка дня предназначена для широкой публики, для электората. Но всегда есть вторая повестка дня. Та повестка дня, которая адресована системам власти. По мнению Дахина, политическая партия должна быть подключена к системе власти, хотя бы в вопросе формирования повестки дня. Это входит в «пакет влияния» партии. Но по мнению видного нижегородского политолога, если посмотреть с этой точки зрения, то в последние годы СПС и весь либерально-демократический сектор пытался «жить с одной повесткой, предназначенной только для электорального употребления». Все, что касалось и могло быть направлено в сторону власти, «или умножалось на ноль, или на минус, как это сделал Борис Ефимович с презентацией своей книги». Такое послание не может вызвать ничего, кроме отторжения. Это не может быть инструментом налаживания коммуникаций, а значит партия оказывается исключенной из системы власти, становится не системной партией.
«Сейчас мы имеем мало формализованные группы влияния, — пояснил Андрей Дахин, — каждая из которых давит на рычаги, и в результате выстраивается какая-то линия государственной политики. Опыт с двумя преемниками, опыт с двумя партиями — это попытка создать некую двухпартийность внутри системы власти. Это то, чего в России до сих пор не было».
Если говорить о выборе между повестками дня, который сегодня возможен, то он касается не заявленных целей — они все уже продекларированы «Единой Россией» и отчасти «Справедливой Россией». Остается вопрос «как?». А он сегодня практически не затрагивается.
По мнению редактора нижегородского издания «Аргументов недели» Константина Барановского, «топ-менеджеры Союза Правых Сил остались где-то в середине девяностых, когда им было уютно в митинговой стихии». В результате, произошла странная вещь. Многим есть за что благодарить СПС, есть за что благодарить того же Гайдара и других, потому что очень многие благодаря им состоялись в жизни, заработали деньги, получили свободу. Но когда этот слой, который сейчас принято называть средний класс, малый и средний бизнес (хотя это не совсем так — это слой профессионалов и специалистов), сейчас дорос до понимания того, что у него есть собственные интересы, собственные ценности, собственное понимание путей развития страны, наконец, свои проблемы, волнующие в первую очередь их самих, внезапно «Союз Правых Сил», который всегда говорил, что он призван выражать именно эти интересы, вдруг утратил связь с жизнью и занялся лево-популистской риторикой. По мнению Барановского, дело даже не в том, что в ходе предвыборной кампании предлагали политтехнологи. То, что предложил Антон Баков, использовали, потому что не было ничего другого.
В нижегородской региональной организации СПС по документам числится около 600-700 членов, но сегодня даже нет места, куда они могли бы прийти и заявить о своем выходе из партии
Вместе с тем Константин Барановский высказал уверенность, что «правому» движению, — если говорить не только о партии «Союз Правых Сил», но о «правом» движении и «правой идее» в широком контексте, — «сейчас, наоборот, самое время по одной простой причине, потому что люди «наелись» и стали думать на два, на три, на пять шагов вперед, на перспективу». Их начинают волновать очень многие вещи, которые не волновали раньше. И поэтому есть оппозиционные настроения. Но эта оппозиция не связана с абстрактными принципами. Она связана с конкретикой. С правами собственности, с инфляцией — она связана с тем, что сейчас создаются госкорпорации, которые отсасывают весь «воздух», оставляя малый и средний бизнес «в вакууме». Она связана с давлением чиновничества на бизнес. С опасениями, что «госрегулирование» доберется до каждого предпринимателя. Но на этих людей никто из «правых» партий не выходит и им ничего не предлагает.
Большинство участников согласилось, что «правые» переживают сегодня кризис идей и программ, и это в большей степени определяет тот информационный вакуум, в котором они находятся, чем цензура на федеральных телеканалах.
Марк Павлов