08-05-05
Экономика
Тришкин кафтан молочной отрасли
Власти не знают, кого спасать: крестьян или потребителей
Желание не допустить роста цен на социально-значимые товары в преддверии выборов заставило власти фактически заморозить цены, инициировав «добровольные соглашения» между крупнейшими сельхозпроизводителями и крупнейшими сетями. Соглашение подействовало. И в конце концов ударило по местным сельхозпроизводителям и переработчикам.
Торговые сети нашли консенсус с крупными производителями и выставили на прилавок недорогую молочную продукцию, изготовленную из недорогого сухого молока, соевого молока и иных допустимых ГОСТами и техническими условиями компонентов. Производители, не обладающие столь высокими технологиями, позволяющими делать конфетку из… ну, в общем, молочные продукты из суррогатов, пошли на прямую фальсификацию, в результате которой через цепь посредников, включая фирмы-однодневки, на прилавках появился спрэд под маркой масла и т.д. Кто не мог воспользоваться передовыми технологиями и не готов был идти на фальсификацию, искал дешевого сырья, которое стало понемногу появляться.
Прошлогодний всплеск цен был вызван разбалансировкой мирового рынка. Рост потребления молока в развивающихся странах с растущей экономикой (в первую очередь в Китае), вызвал превышение спроса над предложением, и как следствие рост цен. Крупные мировые компании начали скупать сухое молоко не только у своих традиционных поставщиков, но и там, куда смогли дотянуться. В результате, традиционные поставщики сухого молока в Россию из Белоруссии, Украины и Прибалтики нашли себе более выгодных покупателей. Как следствие, московские молокозаводы остались без привычного дешевого сырья.
Сельское хозяйство Московской области уже давно не в состоянии обеспечить молоком и молочными продуктами столичный мегаполис. Даже с поправкой на то, что московские зарплаты позволяют достаточно большой части москвичей тешить свой вкус деликатесами импортного производства, занимающими немалую долю на полках молочных отделов московских супермаркетов. И чтобы обеспечить остающуюся за вычетом импорта долю молочных продуктов, московская молокоперерабатывающая промышленность использует привозное сырье. Отчасти это сухое молоко из Белоруссии, отчасти — молочное сырье из близлежащих регионов. До Нижегородской области до прошлой осени скупщики молока добирались редко. Прошлой осенью у них не осталось выбора. И нижегородская молокопереработка оказалась перед лицом нехватки сырья и его резкого подорожания. Впервые рынок заготовки молока превратился из рынка покупателя в рынок продавца. Продавцы получили возможность выбирать из покупателей того, кто предложит большую цену, заплатит без отсрочки и, если говорить о фермерах и индивидуальных хозяйствах, для которых это наиболее важно, — наличными.
С одной стороны, наконец-то рыночная ситуация сыграла на руку крестьянам. Молочное животноводство получило мощный импульс к развитию. Если бы такие закупочные цены продержались несколько лет, можно было бы надеяться на рост поголовья, улучшения качества стада и общий подъем молочной отрасли. Но для этого надо было не бороться с выросшими ценами.
Однако власть решила продемонстрировать заботу о малообеспеченных слоях населения и приняла решение удержать цены. Причем не предоставлением дотаций производителям и не субсидиями для потребителей. Власть организовала заключение «добровольных соглашений» между предприятиями торговли и крупными сельхозпроизводителями о сдерживании цен на социально-значимые продукты питания.
В рамках действующего соглашения крупнейшие производители стали искать возможность производить более дешевою продукцию.
К тому же, мировой рынок с прошлого года уже успел приспособиться к новой ситуации. Избавленные от необходимости сдерживать рост надоев, западноевропейские молочные фермы восполнили дефицит сырья, и некоторый избыток снова стал образовываться в Белоруссии и на Украине, что сказалось и на российском рынке. Помогли и экстренные запасы сухого молока, сделанные в период возникновения дефицита. И если, по данным Росстата, за январь-февраль рост цен на молоко и молочную продукцию составил 4,3% (а за двенадцать месяцев 2007 года — на масло 44%, а на молоко 35,1%), то к концу марта-началу апреля рост цен остановился, и даже появились предпосылки к их снижению. В торговых сетях стало появляться молоко и масло по более низкой цене, и местные молокозаводы оказались зажаты между необходимостью конкурировать в торговых сетях с продукцией других производителей и себестоимостью закупаемого молочного сырья. Закупая сырье по прежней цене, молочники получали продукцию с высокой себестоимостью. Она проигрывала более дешевой привозной. По данным областного министерства агропромышленного комплекса с марта 2008 года на складах скопилось нереализованной продукции местных производителей на сумму около одного милларда рублей.
Рост российских цен на молочные продукты
Производство молока в ПФО в 2007 году
Рост цен на молочные продукты на мировых рынках, 2007 г. в процентах к 2006 г.
В результате в начале весеннего сезона повышения надоев нижегородские молокозаводы сократили (или по крайней мере не увеличили) закупки молока у хозяйств. Московские скупщики тоже не появились. И молоко оказалось «лишним». Молочная отрасль столкнулась с кризисом перепроизводства, хотя на самом деле Нижегородская область далека от самообеспечения по молоку и молочным продуктам.
Что делать? Заставить сети «покупать нижегородское»? Проблема доступа продукции на полки сетевых супермаркетов действительно существует. Но при прочих равных условиях покупатели выберут более дешевый привозной продукт. По крайней мере те, для кого цена имеет первостепенное значение. Заставить торговые сети ограничить ввоз продукции из-за пределов Нижегородской области? Не факт, что это удастся. А если удастся, не вызовет ли повышение цен больше нареканий, чем нынешняя ситуация?
Логичным было бы использовать опыт соседних сельскохозяйственных республик, дотирующих собственных производителей молока, и благодаря этому превратившихся в региональных экспортеров молочной продукции. Так «Ядринское» молоко занимает заметную долю на нижегородском рынке и пользуется любовью покупателей. Не в последнюю очередь благодаря хорошему качеству и невысоким ценам. Невысоким в рознице, несмотря на неизбежные транспортные издержки.
Молокопереработчики давно ставят вопрос о необходимости дотирования переработки молока, чтобы при существующем уровне закупочных цен обеспечить низкие отпускные цены. Но до сих пор областное правительство не решилось на этот шаг. Высказывались намерения дотировать сдачу молока. Изучается опыт Вологодской области по созданию регионального молочного холдинга. Логика подобного шага очевидна: если уж дотировать из бюджета, то не частные структуры, а госпредприятия. Однако перспектива создания нижегородского государственного холдинга молочной промышленности не относится к ближайшей перспективе. С одной стороны, еще не проработана финансовая схема. С другой — не все молокопереработчики готовы расстаться с независимостью в обмен на дотации. Да и в бюджете этого года средства на эти цели не предусмотрены.
Пока в планах продвижение нижегородской продукции как натуральной, приготовленной из экологически чистого сырья. Разрабатывается товарный знак, которым будет помечена продукция нижегородских производителей. Это облегчит ее рекламу. Хотя на какие деньги и как будет организована компания по продвижению товаров, помеченных специальным знаком, пока неясно. Понятно, что позиционироваться она будет как качественная, а потому не самая дешевая.
Впрочем, для сбыта товара одной рекламы мало. Нужны каналы сбыта. Наверное, будут продолжены попытки давления на торговые сети с целью увеличения в ассортименте доли нижегородской продукции. Но сети выдвигают ряд требований, соответствовать которым в состоянии немногие нижегородские производители. Поэтому для остальных придется искать другие каналы сбыта. Прорабатывается вопрос о взаимном обмене ассортиментом между фирменными магазинами отдельных производителей мясной, молочной и хлебобулочной продукции, о сотрудничестве с сохранившимися магазинами потребкооперации и о создании в Нижнем Новгороде сети передвижных автолавок.
Если наладить сотрудничество, то может получиться достаточно серьезная региональная сеть, объединяющая фирменные магазины молокозаводов, мясоперерабатывающих предприятий, производителей яиц, птицы, хлеба и т.д.
Конечно, она не сможет конкурировать с федеральными сетями, да это и не нужно — у сети другой формат. Однако у небольших поставщиков молочной продукции, испытывающих трудности с доступом к полкам сетевых гипермаркетов, появится дополнительный канал сбыта. Хотя остается вопрос, сможет ли подобная сеть развиваться без дотаций, удерживая невысокую наценку, или издержки по содержанию инфраструктуры сети окажутся столь велики, что цены для покупателей будут отнюдь не щадящие. И опять же дилемма: что важнее для областной власти — региональный производитель или потребители.
Марк Павлов