08-05-19

Общество

Память: сколько вешать в граммах?

Памятники бывают разные. Одни, возведенные в честь великих событий и подвигов, как каменные скрепы, соединяют века и тысячелетия, создавая историю человечества, основу его цивилизации. Другие — нарекла памятниками сама история. Созданные для насущных потребностей, утилитарных или военных, они не просто заслужили, но выстрадали свое право олицетворять собой память истории. Русские кремли, цитадели наших древних городов, возводились для защиты от набегов «ворога», а вовсе не для символических целей. Но именно им и суждено было стать символами русской славы, воплощением народной памяти.

«Наш Кремль достоин быть «чудом России»? Телевизионный опрос, проведенный в начале мая телеканалом «Волга», откликнулся на акцию всероссийского конкурса «Семь чудес России», в третий тур которого, правда, не в первую семерку номинантов, а в список из четырнадцати претендентов на звание «чуда» вошел Нижегородский кремль.

Это вам не старинное вече — в сборе голосов посредничают новейшие технологии: SMS- и интернет-голосование. Разгорается нешуточная борьба, и учредители сетуют, что «участники гонки пытаются использовать любые, даже незаконные методы голосования». То, что в сетевых блогах делятся рецептами не совсем законных действий, конечно же, плохо. Но разве это не задано условиями самой акции, не определено ключевым словом — «гонка»? Раз гонка — рвись вперед, к удаче! Важна победа, азарт: «Делайте ваши ставки!»

Видеоролик, идущий на канале ННТВ, видимо, в поддержку этой же акции, «права» старинных стен и башен под сомнение не ставит: «Нижегородский Кремль. 500 лет красоты и достоинства».

Вот уж действительно: неисповедимы пути… Словно стерлись из забывчивой нашей памяти фотографии стен и башен Нижегородского кремля, разрушенных временем. Потом нагрянула беда посильнее любого врага: отречемся от святынь, отряхнем с ног прах старого мира! Какая уж там красота — уцелеть бы под революционным бюрократическим натиском, погубившим в конце двадцатых многие уникальные памятники нижегородского зодчества. Но она же, наша память, собирала у этих полуразрушенных стен и башен под старинные знамена боевой доблести солдат, уходивших на фронты Великой Отечественной. Здесь, в Кремле восстанавливали могилу Минина, здесь зажигали Вечный огонь. Стоит ли продолжать этот ряд? Неужели в вопросе о достоинстве главного нашего памятника у нижегородцев могут быть какие-то другие ответы?

Как оказалось — могут, и без тени сомнения нам их предложили журналисты: «Нет, на «чудо» не тянет». Словно в том рекламном ролике, где рыночный торговец настойчиво выяснял у покупателя: «Сколько вешать в граммах?» Только это уже коммерция, а не журналистика: подносить гирьку за гирькой и, складывая их на чашу весов, констатировать — нет, не тянет. Не тянет Кремль на чудо, и все тут! Вроде бы и дискуссия получается, вроде бы и плюрализм. Неважно, что уникальное решили измерить аршином банальности. Вопрос задан — «Делайте ваши ставки!»

По традиции телевизионный эфир первых майских дней был во власти военной темы. Она в знакомых и порою наивных образах фильмов военных лет, в мелодиях военных песен, в трагизме и глубине черно-белой фронтовой хроники, где каждый кадр вырастает до уровня символа. Но это все художественная реальность. Когда же дело доходит до реальности действительной, мир вдруг становится плоским, а судьбы ветеранские — лишь объектом «тематического» интереса, отвешенного в необходимом количестве граммов. Из разложенных к приезду съемочной группы фотографий камера выхватит одну-две. На каком фронте воевал, где встретил Победу — один-два вопроса. Для сюжета достаточно.

«Война войной, а обед по расписанию!» — бодро сводит военные события на «понятный» банальный уровень девочка-журналист. Конечно, война — это не только смерть, война — это и жизнь, где без шутки, может быть, было не выстоять. Только вот право на эту шутку все-таки у тех, кто прошел сквозь войну, кто сутками лежал на снегу, чтобы быть поднятым в атаку, кто, прорываясь к своим, ел этот снег, да, если повезет, кое-где уцелевшую под спасительным снегом клюкву. Эти красные, как капли крови, ягоды до сих пор живы в памяти солдат войны, только некогда сегодня телевизионному экрану обратиться к этой памяти, услышать ее. Не надо бояться пафоса там, где он — измерение нашей общей судьбы. Страшно, если в пафос возводят потребительство.

«Когда-нибудь мы вспомним это, и не поверится самим» — строчки Булата Окуджавы, словно выдох после тяжелого военного труда. Он прост, язык военной правды, но не банален. Они врастали в землю, солдаты войны, но не лишали жизнь высоких истин. Да и сейчас не измеряют свой вклад в Победу — чем его измеришь? И ведут ветераны разговор лишь со своей памятью, убирая фотографии и фронтовые треугольники до следующего года, до первых майских дней. Граммы журналистского интереса отмерены.

«Все боится времени, но время боится пирамид». Время — да, но не наш потребительский век. В шумной рекламной акции, прошедшей в прошлом году в Европе (наша — очередная калька индустрии массовой культуры), египетские пирамиды не попали в число «новых» семи чудес света. Действительно, при чем тут пирамиды? Есть и другие чудеса, которые можно взвесить и продать, а это — не прошло сквозь рекламное решето.

В современном мире рейтинги и конкурсы давно перестали быть мерилом истинной ценности. Это элементы маркетинга, которые если что и могут измерить, то лишь градус дальнейшего потребительского спроса. Сущность же несуетна. Если бы память можно было измерять в граммах, в наших официальных отчетах проценты взметнулись бы на небывалую высоту. Но нет у нас такой лазейки. Разве только подсунут ее нам в череде телевизионных опросов, которые, как известно, не выражают общественного мнения и, слава богу, ничего в нашей жизни не определяют.