08-05-19

Политика

Скорбные дела МСУ

Нижегородское правительство берет похороны на себя

Областное правительство взялось за похороны. И одним из клиентов, похоже, может стать местное самоуправление в Нижнем Новгороде. Региональные власти заняты отъемом очередной функции МСУ — заботы о последнем приюте граждан, ушедших в лучший мир. Областной закон «О погребении и похоронном деле» принят еще только в первом чтении и нуждается в серьезной доработке, а госпредприятие «Ритуал-сервис» уже создано.

Полномочия местного самоуправления в похоронном деле прописаны в соответствующем федеральном законе. Не секрет, что мэр Нижнего Новгорода потерял право распоряжения городской землей, и лишь недавно ему законодательно было позволено ставить лавочки и урны без высочайших на то разрешений. Понятно, что выделение гражданам квадратных метров городской земли под последнее убежище не могло остаться без внимания регионального правительства. Уже подсчитано, что в Нижегородской области ежегодно в регионе умирает 68 тысяч человек, на территории региона почти две тысячи кладбищ площадью более 3 тысяч га, а ритуальные услуги оказывают 46 организаций. Такое нельзя оставлять в руках МСУ, то есть пускать на самотек.

Чтобы отъем очередных полномочий был обоснован, региональное правительство еще в прошлом году начало писать областной закон с печальным названием «О погребении и похоронном деле». Однако в декабре губернатор Валерий Шанцев проект документа завернул, сочтя его недоработанным. Уже в этом году проект был одобрен и внесен в Законодательное собрание. В частности, законопроект предусматривает материальную помощь на погребение малоимущего населения. Кроме того, документ вводит понятия одиночных, родственных, родовых, воинских, братских, семейных захоронений, которые не расшифровываются в федеральном законодательстве. При этом для семейных захоронений законопроект предусматривает резервирование земельных участков в пределах кладбищ.

Представлявшая документ на апрельском заседании регионального парламента заместитель губернатора Ирина Живихина раскритиковала деятельность муниципалитетов по организации похоронного дела. По данным заместителя губернатора, органы местного самоуправления не справляются со своими обязанностями: не могут содержать кладбища в порядке, отказывают конфессиям в выделении земельных участков, допускают работу фирм-однодневок в этой сфере. Мол, спасет положение только передача этой сферы в ведение области.

По данным Ирины Живихиной, органы местного самоуправления не справляются со своими обязанностями: не могут содержать кладбища в порядке, отказывают конфессиям в выделении земельных участков, допускают работу фирм-однодневок в этой сфере

Интересно, что администрация Нижнего Новгорода, каждый раз попадая под каток регионального правительства, всегда пытается оказать сопротивление. На этот раз городские власти выразили тревогу по поводу ряда непродуманных пунктов в законопроекте. В условиях дефицита земель на действующих городских кладбищах торговля участками под семейные захоронения видится муниципалитету «преждевременной». К тому же, учитывая коммерческую жилку у населения, не исключена скупка участков и их перепродажа. Таким образом, Нижний Новгород может остаться без свободных мест на кладбищах уже в течение года. А найти землю под захоронения в городских окрестностях не так-то просто, ведь в этой сфере существует масса ограничений.

Впрочем, депутаты законопроект приняли в первом чтении, обещали подумать над исправлением ряда положений во втором, которое должно состояться на июньском заседании. Нельзя сказать, что представители правительства были счастливы от некоторой задержки принятия окончательного решения.

Впрочем, временные трудности (в том, что Зако­но­дательное собрание примет закон, никто не сомневается) не помешали областным властям создать государственное казенное предприятие Нижегородской области (ГКП НО) «Ритуал-сервис». Согласно информации регионального правительства, ГКП «Ритуал-сервис» «предназначено для решения вопросов развития похоронного дела в Нижегородской области, как самостоятельного вида деятельности, повышения инвестиционной привлекательности данной отрасли путем строительства крематориев на территории Нижегородской области, оказания комплексных ритуальных услуг населению, привлечения инвестиций в строительство объектов инженерной, транспортной инфраструктуры, возводимой для обеспечения функционирования кладбищ и крематориев». То есть вроде как новая структура будет отвечать за все погосты в регионе. Как вам то, что «Ритуал-сервис» займется привлечением инвестиций в эту скорбную отрасль, а также производством и продажей ритуальных принадлежностей? Ну, а чем не бизнес? Жизнь устроена так, что без клиентов новая областная структура точно не останется. Предприятие закреплено за министерством поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области, которое наравне с похоронным делом также курирует ГП НО «Художественные промыслы» и ГП НО «Бюро рекламы и товарных экспертиз». Имя главного областного похоронщика еще неизвестно.

Другое дело, будет ли на нижегородских кладбищах чище? И не станет ли привлечение инвестиций в этот скорбный бизнес с нескорбными прибылями причиной повышения расценок? Помнится, до прихода некоторых инвесторов в сферу строительства жилья для еще живых граждан цены были ниже. И если при жизни еще можно поэкономить и поютиться в одном углу с родней, то печальное событие требует раскошелиться немедленно и сделать все по чести. Словом, вопросов еще много. Кстати, аналогии с жильем для живых граждан не случайны. Думаю, что инвесторов будут интересовать преимущественно городские кладбища, а не сельские погосты, так как горожане вообще побогаче. Так же, как интересно строить жилье в Нижегородском районе и неинтересно в каком-нибудь отдаленном северном районе Нижегородской области.

После потери ритуальной сферы у городских властей в активе остаются только две крепости, которые пока не по зубам региональному правительству — это «Нижегородский водоканал» и «Теплоэнерго». Попытки взять их приступом в рамках создания областных структур пока не увенчались успехом. Когда эти твердыни падут, можно считать, что местное самоуправление в Нижнем Новгороде кончилось. И назначение мэра будет казаться пустой формальностью.

Юлия Сухонина