08-05-26
Культурный слой
Юная драма, кто вы?
Не обязательно выпить все море, чтобы понять, какое оно. Мне довелось прочитать несколько пьес чрезвычайно юных авторов, и отчетливо ощутить вкус сегодняшнего творческого океана, драматургического моря и даже его новую волну. На Фестивале-встрече детских и юношеских любительских театральных коллективов в рамках Российского театрального Фестиваля спектаклей для детей «Вперёд за Синей Птицей!», который в третий раз прошёл в театре «Вера», в этом году в программу был включен конкурс пьес, написанных школьниками и мастер-класс по драматургии. Пьес было немного, — написать пьесу гораздо труднее, чем сочинение или стихотворение, — и собирались-отбирались они для нынешнего конкурса и мастер-класса несколько лет. Оказались кардинально разными, но тем вернее и отчетливей все вместе отражают они сегодняшний день. В том числе и сегодняшний день театра. Начнем с традиций. Традиций реализма и гуманистических ценностей.
Море волнуется — раз…
«Наш старый двор»… Утро во дворе не предвещает доброму сердцу ничего хорошего. Родились щенки у дворовой собаки — дворничиха дает деньги местному пьянице, чтобы он утопил их. В одной из семей поселились беженцы из Чечни, русские беженцы — мать и дочь. В компании ровесников-подростков раскол: мальчик Алеша очень внимателен к «беженке» Оле. Но Оля чувствует себя чужой.
И не она одна, оказывается, так чувствует себя. «Чужой среди своих». «Ненужный». «Ничей». Почему возникают такие чувства, если каждый человек, и маленький и взрослый, окружен множеством людей? В этом вопросе — нервный узел всей этой нехитрой истории, которая покоряет, в конечном итоге, своей добротой. Победила дружба, все, в том числе и щенки, остались живы — и слова наполнились смыслом через личный опыт, живой опыт подростков.
Владлена Беспалова написала свою пьесу (она назвала её «сценарием спектакля»), когда училась в десятом классе. «Наш старый двор» — так просто она называется. Но в ней есть совсем непростая вещь — тот самый личный опыт, опыт переживания и сочувствия, и знание основных законов театрального действия и пространства.
Море волнуется — два…
«По следам Маленького Принца, или Планета Одиночества» — так назвал свою работу один из участников. Его Планета, по сути, конечно, не его планета. Попытка интерпретации литературного источника. Литературно-философская игра. Персонаж г-н Просветитель быстро становится г-ном Помрачителем. Появляются, чтобы легко исчезнуть, Маленькая Принцесса и Лже-принцесса, и так далее — автор пробует поселиться в некоем другом мире, мире известных героев, потому, что это тонкий, сложный и умный мир и поскольку он сам тонкий и умный, ему там хорошо и интересно, комфортно. «Я к вам пришёл навеки поселиться…»
Увы, не получится. Возвращайтесь на родную землю.
Театр минус текст = ?
…Пролог (на кассете голос пациентки). Начало следующей пьесы.
Ситуация между жизнью и смертью: наркотики, «передоз». Хотя вполне, казалось бы, успешная жизнь молодой героини, Пациентки. Деньги, карьера, работа в глянцевом журнале. Автор этой пьесы устраивает сеанс приёма души П (пациентки) у двух психоаналитиков — А(ангела) и, соответственно, Д. И вот, из точки А в точку Д и обратно…
Когда я читала эту работу, поневоле вспомнила замечательную формулу театральности, принадлежащую одному из теоретиков театра: «Театральность — это театр минус текст»
Я мысленно произвела это действие, попытавшись представив себе А, Д и П на реальной сцене. Сцена осталась удручающе пустой. Театральности нет. Нет того мира, с которым должен работать театральный художник-сценограф, режиссер, актеры. Нет зрелища, ну совсем нет. Нет действия, — хотя, вроде бы, ситуация «драматична». Спецприз хочется дать за философско-нравственные искания, это важно. Но это тоже пока «пьеса для чтения», литературное сочинение.
Море волнуется… три!
Серьёзной неожиданностью для меня стало знакомство с работой восьмиклассника (ныне девятиклассника, уже почти десятиклассника) Ильи Салахутдинова, — пьесой «От Холмогор до Москвы».
Тщательная и внимательная проработка разных источников жизнеописания Ломоносова, литературных, исторических. Реконструкция основных жизненных перекрестков героя, становление характера. Речевые характеристики. Тщательно прописанные мизансцены. Интересный, неоднозначный финал. Дыхание истории и личности в истории… Сегодня эти вещи, казалось бы, просто необходимые и достаточные, производят почти ошеломляющее впечатление. Почему? Потому что…
«Курочка Ряба-2» — это «мейнстрим»
Именно в таком русле, в основном, мыслят и «творят» дети: «Я — Курочка, Джеймс-Курочка»! Или Колобок нежно-салатового оттенка. Гибриды и мутанты — их герои.
Пьеска-скетч, написанная коллективно, напоминает оживший комикс. По сути, она — стенограмма игрового экспромта. Им весело, они «прикалываются». Направление — не комедийное даже, а фарсовое.
Самый активный участник нашего конкурса и мастер-класса Андрей Сёмин написал штук шесть, если я не ошибаюсь, пьесок. Честно сказал, что писал по одной в день, когда узнал про конкурс. Хотел поучаствовать. Тем более, что он на Фестивале как рыба в воде — он и актер театра-студии «Коломбина», и драматург, и член Молодёжной редакции. Каждая его пьеска имеет очень забавное оформление: единую «шапку» — «Издательство «Коломбина…», далее следует краткое определение темы или жанра (например, «Коломбина Чечня». Юные и война.»), далее — название и (на каждом титульном листе) неожиданный постскриптум («P.S. Все военные события являются реальными», и с новой строки: «Эта счастливая история в реальности была намного грустнее. Много наших молодых парней погибло на этой страшной войне»).
В общем, ураганный «экшн». С прекрасным знанием нынешних «форматов»: фэнтези или новые мистерии, детский детектив, семейные истории. Андрей Сёмин по праву получил свой диплом, хотя и с шуточной формулировкой «Основателю холдинга «Коломбина +» за динамику, краткость и оптимизм в самых разных жанровых проявлениях»
Море, море…
А Илья, написавший пьесу про Ломоносова, пишет сейчас про Кутузова. И пишет он не один день, а много недель, много месяцев. Создание мира для сценического воплощения — дело трудное, трудоёмкое. За любым сегодняшним днём (действие на сцене всегда происходит сегодня, сей-час) стоит то, что было вчера, — огромный контекст истории и культуры, огромная общая история человеческих жизней. Драматург обязан знать и помнить многое, рассказывая о сегодняшнем дне. Его герои заговорят и будут услышаны, если он стоит на своей планете, на земле, в своем старом или новом дворе, и умеет слышать и слушает голоса предков и великих соотечественников так же внимательно, как голоса друзей и соседей. И звук телевизора и навязчивой рекламы не мешает ему.
В этом году на Фестивале были ещё мастер-классы по актёрскому мастерству и киноискусству, видеоконкурс. Встретились, показали себя, посмотрели других театральные студийные коллективы «Отцы и дети», «Веселые люди», «Маски», «Юность», «Гномики», «В мастерских», «Коломбина», «Овация», «Стремление», «Синий краб», видео-группа «Радиус» Останкинского детского дома, студия «Детского театра «Вера», было много гостей и будущих участников.
Хорошее настроение у меня было после знакомства с очень юной драматургией. Кардинальное отличие от взрослой «новой драмы» — чистота помыслов и позитив, позитив в ослепительных дозах, море позитива. Мир спасут дети, — это не кажется преувеличением, когда читаешь, видишь, воспринимаешь их на празднике их творчества. Взрослые, учитесь. Или, по крайней мере, не забывайте. Приходите (с) детьми.
Марина Кулакова