08-06-02

Общество

Запрещенный прием

Громкие дела о коррупции становятся орудием политической борьбы

Новый глава государства перед выборами торжественно пообещал бороться с коррупцией. В регионах сигнал зафиксировали и занялись — то ли борьбой, то ли ее имитацией. В общем, «расширили и углубили». И действительно. Нескончаемая череда только зафиксированных фактов взяточничества и вымогательства среди высокопоставленных чиновников неумолимо свидетельствует, что процесс зашел слишком далеко. В Нижегородской области за последние годы произошло несколько образцово-показательных «посадок» людей, находящихся на высоких должностях. Кого-то посадили, кого-то — только собираются, кто-то не сядет ни при каких обстоятельствах. Недавно в регионе с помпой приняли областной антикоррупционный закон. Своеобразный сигнал на самый верх вертикали — смотрите, как оперативно отреагировали. Однако вопрос, насколько действенным получился документ и поможет ли закон если не решить, то хотя бы смягчить остроту проблемы, остается открытым.

При исполнении служебных обязанностей

Высокопоставленные должностные лица в Нижегородской области садятся в тюрьму за взятки не слишком часто. Однако садятся. Хотя при посадке чаще всего всплывают иные мотивы интереса к тому или иному чиновнику, нежели банальное «соблюдение закона». Пять лет назад областной суд вынес обвинительный приговор главе администрации Канавинского района Нижнего Новгорода Вячеславу Сащенкову. Экс-глава был признан виновным в получении взятки в размере 20 тысяч долларов от местного предпринимателя за содействие в получении земельного участка под автомойку и осужден к семи годам в колонии строгого режима. Сащенков был арестован в 2002 году в своем рабочем кабинете в самый разгар компании по выборам мэра Нижнего Новгорода. Многие тогда посчитали арест формой давления на действующего мэра Юрия Лебедева.

Вячеслав Сащенков занимал кресло главы районной администрации два с половиной года. До своего назначения на чиновничью должность Сащенков возглавлял Всероссийский ожоговый центр, являясь членом-корреспондентом Российской академии медико-технических наук. В период работы главой администрации Вячеслав Сащенков завел знакомство с владельцем частной автомобильной мойки, находящейся на территории вверенного ему района, Евгением Поповым. «Дружба» с предпринимателем ширилась и крепла. Попов «по дружбе» разрешил Сащенкову мыть бесплатно свой служебный автомобиль на принадлежащей ему мойке (впоследствии Попов обвинит чиновника, что тот «намыл», не заплатив ни копейки почти на 300 тысяч рублей). Неизвестно, по какой причине расстроились приятельские отношения чиновника и предпринимателя, но 26 июля 2002 года по наводке Попова в кабинет Вячеслава Сащенкова ворвались сотрудники ФСБ и нашли там меченые доллары. В ходе расследования круг фигурантов по этому делу пытались расширить за счет сотрудников бывшей городской администрации, но прокурорский «паровозик» на этот раз ограничился одним отцепленным вагоном. Кстати, нынешний мэр Нижнего Новгорода Вадим Булавинов охарактеризовал осужденного чиновника как самого «нормального» из всех глав районных администраций, работавших при прежнем мэре. Однако это не помогло. Юрий Лебедев не стал мэром вторично. А Сащенков сел всерьез и надолго. Вопрос — посадили бы Сащенкова, если бы Лебедев всё-таки стал мэром в 2005 году? Кстати, на самого Лебедева в период предвыборной кампании было заведено аж семь уголовных дел. Однако через некоторое время все они были закрыты. Ну, ошиблись в прокуратуре — с кем не бывает?

В 2005 году был осужден старший оперуполномоченный по особо важным делам МВД РФ полковник милиции Марк Переверзев, прикомандированный к администрации экс-губернатора Нижегородской области Геннадия Ходырева в качестве помощника главы региона. В должностные обязанности Переверзева входило решение вопросов борьбы с коррупцией, контроль за законностью и обоснованностью выдачи лицензий на занятие отдельными видами деятельности. Переверзев получил взятку в особо крупном размере. Нижегородский предприниматель К. просил оказать ему содействие в положительном решении вопроса о получении лицензии на заготовку, переработку и реализацию лома цветных металлов. Переверзев заявил, что за положительное согласование, а также за общее покровительство в последующем при осуществлении предпринимательской деятельности, К. должен передать ему автомобиль марки «Toyota Lexus RX-300» стоимостью от 32 до 36 тысяч долларов США. К. на эти условия не согласился. В дальнейшем Переверзев снизил размер требуемого им незаконного вознаграждения до 10-12 тысяч долларов США при условии передачи ему денег до подписания согласования. Действия Марка Переверзева были квалифицированы как получение должностным лицом взятки в виде денег за действия в пользу взяткодателя. А теперь еще один вопрос на засыпку — если бы Переверзев не входил в окружение губернатора Ходырева, который находился в не слишком дружественных отношениях с нижегородской властной элитой, стали бы под него «копать» столь усердно и настойчиво?

Не так давно был взят под стражу начальник отдела по борьбе с правонарушениями на потребительском рынке областного ГУВД Владимир Серов. Его тоже подозревают во взяточничестве. А в кулуарах шепчутся, что это копают под областное милицейское начальство. Кто копает и зачем? Пока не закончено следствие утверждать ничего нельзя. Однако всем ясно, что такие аресты без согласования с чиновниками самого высокого ранга не происходят. Брал или не брал Серов или кто-то другой — неважно. Важно, что таким образом пытаются свалить более могущественных людей. И формально ни к чему не придерешься — борьба с коррупцией, знаете ли. Или даже так — с «оборотнями в погонах». Кампания, одним словом.

Взятка или подарок?

Пару месяцев назад в Законодательном собрании Нижегородской области был принят региональный закон «О противодействии коррупции в Нижегородской области». Работа над созданием документа продвигалась туго. Например, местные разработчики никак не могли дать определение такому основополагающему антикоррупционному понятию, как «взятка». Нижегородские парламентарии оправдывались тем, что создание регионального закона осложнено отсутствием соответствующего федерального документа.

Государственная Дума попыталась принять подобный закон в 2002 году, однако дальше первого чтения дело не пошло. Поэтому регионы теперь вынуждены изобретать велосипед сами. Например, на сегодняшний день 15 российских регионов приняли собственные антикоррупционные законы. Нижегородские власти выразили желание пополнить этот список. И пополнили. Что изменилось?

В прошлом году в Нижегородской области прошла так называемая «Декада без взяток». В ходе акции местных предпринимателей анонимно спрашивали об их отношении к коррупции. Итоги акции оказались неутешительны для власти. По данным социологического опроса, 89% нижегородских бизнесменов сталкиваются с коррупцией систематически. Наиболее часто нарекание представителей малого и среднего бизнеса вызывало халатное отношение к своим обязанностям сотрудников городской и районных администраций (52%), милиции (38%), работников органов здравоохранения (37%), налоговой службы (22%), санитарно-эпидемиологического надзора (13%), пожарной службы (15%). Предприниматели отметили высокий уровень коррумпированности государственных и муниципальных структур в регионе. Лишь 17% респондентов никогда не давали незаконное вознаграждение должностным лицам, 19% — делают это систематически. При этом 62% опрошенных подчеркнули, что инициатором получения вознаграждения выступали сами чиновники. В остальных 38% случаев инициатива исходила от самих опрошенных.

Любопытно, что «должностные лица» зачастую склонны винить в коррупционных наклонностях самих граждан, то и дело норовящих «занести» деньги в кабинет. Сами чиновники, естественно, тоже не без греха. Именно поэтому было предложено ввести в регионе «этический кодекс поведения государственных и муниципальных служащих. Дело в том, что российским законодательством не установлен нижний предел взятки. Поэтому сегодня осудить человека можно хоть за бутылку коньяка, принятую в подарок. Просто потому что должностным лицам принимать подарки запрещено. По мнению разработчиков, введение подобного этического барьера позволило бы предусмотреть случаи, когда чиновник может без зазрения совести принять подарок, а когда он должен обязательно спрашивать разрешение у начальства. Однако в результате об этическом кодексе благополучно забыли. Зачем, дескать, бежать впереди федерального паровоза?

Будет ли жесткой борьба?

Предприниматели же предпочитают либо вообще не распространяться на скользкую тему, либо спрашивать у верховной власти напрямую минуя региональную. Например, на встрече в Нижнем Новгороде кандидата в президенты Дмитрия Медведева с общественностью за три дня до выборов нижегородский предприниматель задал г-ну Медведеву ожидаемый многими вопрос : «Насколько жестко будете бороться с коррупцией?». «А как надо? Жестко?», — переспросил кандидат в президенты. Из дальнейшей речи Дмитрия Медведева стало ясно, что бороться собираются жестко и что в ближайшие месяцы будет подготовлен национальный план по борьбе с коррупцией. Что в результате из этого получится, никто пока не знает. Однако региональные власти пытаются, как могут, соответствовать федеральной повестке дня.

Тем не менее, пессимистические настроения преобладают даже у самих разработчиков архиактуального законопроекта. «Как не смогли создать идеальный антикоррупционный закон 15 субъектов Федерации, так и для Нижегородской области это не осуществимо», — посыпает голову пеплом заместитель директора государственно-правового департамента областного правительства Леонид Литвиненко.

Кстати, по словам начальника ОРБ при МВД по Приволжскому федеральному округу Игоря Макарова, «даже задержанным с поличным взяточникам зачастую удается избежать уголовной ответственности». Анализ судебной практики по делам данной категории свидетельствует, что основополагающий принцип законности — неотвратимость ответственности за содеянное преступление — «реализуется лишь в отношении каждого четвёртого-пятого изобличенного взяткополучателя». «К сожалению, закон не един для всех и должностным лицам, которые имеют хорошие связи, гораздо легче избежать наказания», — заявил Игорь Макаров то, что все и так прекрасно знают.

Сергей Анисимов