08-06-09

Среда обитания

Потушат ли «вечный огонь»?

Игумновский полигон закроют только через полтора года

Дзержинский районный суд на прошлой неделе частично удовлетворил иск природоохранной прокуратуры о прекращении эксплуатации полигона твердых бытовых отходов «Игумновский». Областная природоохранная прокуратура требовала прекратить эксплуатацию полигона и рекультивировать земли, на которых он размещен. Ответчиками по иску выступали администрация Дзержинска и управляющая компания «ПБО-НН». Суд признал надлежащим ответчиком только управляющую кампанию и обязал ее до 1 января 2010 года прекратить эксплуатацию полигона, а еще через год рекультивировать землю под ним. Любопытно, что прокуратура просила прекратить эксплуатацию немедленно. Однако судьи, как известно, живут не в безвоздушном пространстве. Примечательно, что оглашенные в суде сроки четко совпадают с недавно озвученными планами областного правительства.

Игумновский полигон давно стал притчей во языцех не только для нашего региона, но и для всей страны. По утверждениям независимых экологов, сюда ежегодно сваливают не менее четырёх миллионов кубометров бытовых отходов. В глубине мусорных гор тлеет огонь, дым от которого отравляет жизнь жителям областного центра, Дзержинска и окрестных деревень и мешает движению на проходящей неподалеку автотрассе Москва – Нижний Новгород. Природоохранная прокуратура не единожды фиксировала систематические нарушения в эксплуатации полигона, которые приводят к возгоранию отходов. В нынешнем иске Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры указывается на многочисленные нарушения природоохранного законодательства, которые допускаются эксплуатирующей организацией. В частности, нарушаются статьи федеральных законов «Об охране окружающей среды», «Об охране атмосферного воздуха» и санитарно-эпидемиологические правила.

Несколько ранее жители поселков Новое Доскино, Горбатовка, Лесная поляна, Гнилицкие дворики и Строителей подали жалобу прокурору природоохранной прокуратуры. Жители писали, что постоянно горящий полигон представляет огромную угрозу их здоровью. «Часто это горение достигает масштабов огромного пожара. Жители снова и снова получают ударную дозу диоксина и других стойких органических загрязнителей, образующихся при горении содержимого свалки. Эти газовые атаки повторяются с досадной регулярностью.

 

Примерно через месяц после прихода в Ниже­городскую область губернатора Валерия Шанцева новый глава региона облетел окрестности Нижнего Новгорода и Дзержинска. Говорят, что после этого губернатор сказал примерно следующее: «Область — помойка, а Дзержинск и Нижний Новгород — одна большая помойка!». После этого чиновники ринулись исполнять пожелания губернатора. А именно — организовали работу земснаряда, который пытался засыпать свалку землей. По словам заместителя председателя общественной независимой организации «Социально-правовое экологическое сотоварищество» Дмитрия Левашова, в России намывом песка и последующим засыпанием с его помощью мусора никто до нижегородцев не занимался. На краю Игумновского полигона располагается целая цепочка водоемов, и «все они априори заражены вредными веществами». Однако именно этой зараженной водой и начали тушить пожар на полигоне! Чиновничья затея с треском провалилась.

 

Экологи утверждают, что ныне в России не существует больших полигонов, которые бы полностью соответствовали природоохранному законодательству. Поэтому сегодня срочно необходимо проводить в Игумново рекультивацию заполненных карт и переносить полигон в другое место. В областном правительстве, похоже, поняли всю остроту ситуации. В то же время любой полигон, даже тот, эксплуатация которого запрещена, по-прежнему является мощным источником загрязнения. «Свалки еще на протяжении сотни лет будут загрязнять грунтовые воды, поэтому ни в коем случае нельзя продолжать развивать полигон на этой же территории», — говорит Дмитрий Левашов. Чиновники же отвечают, что «отходы сюда будем возить до полного заполнения полигона». Кроме всего прочего, на полигоне постоянно нарушаются правила складирования отходов. Они не пересыпаются, как положено, через слой инертным материалом — тем же самым песком. Соответственно, все более интенсивно идет возгорание.

 

А областное правительство, между тем, заявляет, что уже в самое ближайшее время состоится конкурс по отбору инвестора проекта по строительству нового полигона для складирования отходов Нижнего Новгорода и Дзержинска. Конкурс еще не состоялся, но уже все знают, кто его должен выиграть — немецкая фирма «Ремондис». Самое интересное заключается в том, что немцы не планируют осуществлять финансирование рекультивации старого полигона за собственный счет. Они приходят в регион зарабатывать.

 

«На территории региона сегодня насчитывается несколько десятков несанкционированных свалок, число которых ежегодно растет, — говорит тот же Левашов. — Они не ликвидируются совсем, а в основном превращаются в свалки санкционированные, приобретая законный статус. Происходит это потому, что в области сегодня нет ни одного полигона твердых бытовых отходов, который бы соответствовал всем общепринятым экологическим нормам. Если власти говорят, что количество свалок в регионе сократят до семи, то, думаю, Игумновский полигон войдет в число тех свалок, которые останутся. Если даже будет проведена его рекультивация, то, согласно проекту фирмы «Ремонтис» и этого никто не скрывает, сам полигон закрываться не будет. Его по-прежнему будут эксплуатировать, правда, уже ориентируясь на более жесткие экологические нормы».

 

прямая речь

Заместитель председателя общественной независимой организации «Социально-правовое экологическое сотоварищество» Дмитрий Левашов

— Не получится ли так, что, отдав иностранцам право распоряжаться нашим мусором, мы получим взамен мусорную свалку европейского масштаба? То есть к нам привезут еще и мусор из-за границы?

— Такая ситуация существовала в 90-е годы. Например, австрийцы предлагали нам построить мусоросжигающий завод, а вы, дескать, за это сжигаете половину наших отходов. Сегодня для перемещения через границы высокотоксичных отходов нужна договоренность между двумя странами и наличие предприятий, которые способны уничтожать этот мусор безопасно для окружающей среды. Поэтому ситуация с нелегальным завозом в Россию отходов на сегодняшний день решена.

— В областном правительстве говорят, что отныне определяющим станет принцип отказа от сжигания мусора в пользу механо-биологической переработки отходов. Наши власти идут верным путем?

— С точки зрения экономики и экологии это — в высшей степени разумный вариант. В то же время областное правительство еще совсем недавно декларировало строительство мусоросжигающих заводов. Неужели так быстро изменилась концепция? Например, фирма «Ремонтис», которая претендует на то, чтобы рекультивировать Игумновский полигон занимается всем. Им скажут — они построят мусоросжигающий завод. Скажут — построят комплекс механо-биологической переработки отходов. Как говорится, любой каприз за ваши деньги. Пока все это лишь на уровне деклараций. Хотя во всем мире механо-биологическая переработка отходов считается более выгодной и экологически целесообразной, нежели сжигание. Ведь, что такое мусоросжигающий завод? По большому счету, это «свалка на небе» и отложенная проблема. Поскольку мусор горит плохо, для того, чтобы поддерживать процесс горения, нужен газ. Это лишние экономические затраты. Плюс зола, шлаки и тяжелые металлы. А это уже высокотоксичные отходы, для захоронения которых нужно строить уже специальные полигоны.

— Как известно недавно был осужден директор Игумновского полигона Роман Ковердяга. Природоохранная про­куратура говорит, что следующим шагом должно стать закрытие полигона. А власти оправдываются, что пока альтернативы полигону нет. Подождите, говорят, еще пару лет. Как, на ваш взгляд, будут развиваться события?

— К сожалению, территория между Нижним Новгородом и Дзержинском стала своеобразным заложником ситуации. Умные люди понимали это и 20 лет назад. Наиболее глупые стали понимать только сегодня — я имею в виду чиновников. Дело в том, что стоимость строительства объектов в дремучих лесах на окраине области значительно увеличивается за счет большого транспортного плеча. Если исходить из этих соображений, расположение Игумновского полигона выгодно и властям Нижнего, и руководству Дзержинска — мусор далеко возить не надо. Поэтому если даже природоохранная прокуратура будет настаивать на своем, полигон все равно не закроют. Для того, чтобы это сделать, нужно перераспределить мусорные потоки. Частично это уже начали делать — потихонечку вывозят мусор на Кстовский и Борский полигоны. Однако это не решение проблемы, поскольку у этих полигонов существует собственный предел ресурсов — временных и пространственных. Все прекрасно понимают, что без нового полигона не обойтись. Все также поняли, что если не заниматься переработкой мусора, мусорные горы будут расти. Мне лично с трудом верится, что немцы придут и построят нормальный полигон. Ситуация осложняется еще и тем, что у нижегородской области сложился определенный имидж — «региона-помойки». Имидж этот связан в том числе и с былым нежеланием властей заниматься переработкой отходов. Губернатор понял, что проблему все равно придется, рано или поздно, решать. С другой стороны, рекультивацию того же Игумновского полигона нужно будет проводить за счет бюджета, поскольку это очень дорогой процесс. Ни один инвестор на это просто так, из соображений благотворительности, не согласится. Или согласится, потребовав какие-то преференции взамен. Поэтому нет никакой гарантии, что немцы разработав красивый проект, моментально начнут что-то строить. А Игумновский полигон как горел, так и будет гореть.

Сергей Анисимов