08-06-30

Общество

Глубины и мели медиапространства

Итоги телевизионного сезона считают по лету. Лето — пора продукции «second hand», когда рейтинги отступили перед летними отпусками, и все силы и средства направлены на штурм рекламных бюджетов следующего сезона. В этих приготовлениях взглянуть на уходящий сезон, думается, не пустое занятие.

Известно, что экран не окно в мир, а сцена, где интерпретатор собирает разрозненные и непонятные события, складывая из них то один, то другой рисунок. Первые наброски приносит утренний информационный эфир. И не только события, но и взгляды, оценки, мнения наперебой стремятся представить зрителям утренние каналы, стремясь схватить новость первыми, обогнать конкурентов.

Изменения коснулись утренних выпусков информационной программы «Вести-Приволжье», выходящих на телеканале «Россия». Деление на четыре выпуска, с одной стороны, не позволяет представить разнообразие форм и жанров, мешает цельному восприятию телевизионного «образа» утра, с другой — придает большую динамику, что для утреннего эфира немаловажно. Появились новые ведущие, свободно чувствующие себя в этом современном «утреннем мире». По словам авторов, в их программе «информация и хорошее настроение встречаются на одной телевизионной волне».

Видимо, для того чтобы обеспечить такую встречу, в одном из июньских выпусков нам представили результаты февральского опроса ВЦИОМа: 80% россиян ответили положительно на вопрос, чувствуют ли они себя счастливыми. Эту часть задачи мы узнали сразу — «хорошее настроение». Но ведь нужна и информация. За ней — на улицу. На основании «социологического» опроса, проведенного корреспондентом среди четырех прохожих, ведущая Шалаева сделала вывод, что счастливы все 100% нижегородцев. Встреча так встреча! Старается, старается экран — тут вам и аварии, и катастрофы, и коррупция, а народ знай свое — счастлив и все тут! А ведущая не унимается: «Чтобы почувствовать себя чуточку счастливее, мы предлагаем вам воспользоваться рецептом. Сделать это помогут бананы». Видимо, совет шел на экспорт — в менее счастливые регионы.

А ведь стоило посмотреть не на февральский «замер» счастья, за две недели перед президентскими выборами, а на другие данные этого же центра и увидеть, что есть и другие чувства, которые в комплект счастья не входят: «усталость» (30%), «беспокойство» (21%), «тревога» (15%). А среди угроз — экологическая катастрофа (48%), террористические акты (46%), упадок культуры, науки, образования (36%), резкое снижение уровня жизни, вплоть до голода значительной части населения (31%). Можно ли с осознанием таких угроз быть счастливыми? Может, бог с ней, с объявленной встречей, и — ближе к реальности?

Уже через день ГТРК «Нижний Новгород» показала жизнь невымышленную, представив фильм «Эхо арзамасского взрыва», где услышанные журналистами слова переживших трагедию людей: «На крови деревья не растут» — стали профессионально честным ответом на вопрос о счастье.

Продолжающей убывать частью регионального эфира становятся аналитические программы, представляющие позиции каналов по отношению к политическим тенденциям в регионе. И не то чтобы событий поубавилось, но не складываются они в панорамный взгляд, дробятся, рассыпаются на множество мелких кусочков, хотя некоторые из них сами по себе и сверкают гранями профессионально сделанного текста. Пустеют места на аналитическом олимпе… Один же Александр Резонтов на безконкурентном просторе стал как-то пресен.

Сужается не только аналитический спектр, в основе которого всегда лежит интеллектуальный вызов, мощный коммуникативный посыл. Сужается само поле коммуникации, без чего невозможно современное медийное пространство. Посмотрим, что принесет новая программа Дмитрия Анисимова «Мобильная грамотность», займет ли опустевшую нишу диалога. Пока же наше телевидение словно потеряло вкус к общению, к тому, что является его основой, его воздухом, его питательной средой. Хотя игр в общение вполне хватает: эта «опара» поднимается, как на дрожжах.

Новой страницей регионального эфира стал в прошедшем сезоне канал «Домашний. Нижний Новгород». Востребованный во всем мире формат давно был нужен и нижегородскому зрителю. Здесь раздолье для творчества, ведь дом — пространство, которое ничто для человека заменить не сможет. Понятно, что пока канал идет в режиме «обкатки», но все-таки эфир не все грехи прощает.

Авторы нового проекта, видимо, считают, что как только мы переступаем порог дома, вместе с рабочими проблемами нас сразу же покидает и разум. Программе «Будни отменяются» можно было бы предпослать пушкинское «А Дуня разливает чай», если бы Дуня дальше ни на что не претендовала, а как ей и положено в классических строчках, «примечала» заезжих кавалеров. Так нет же: сменяющие друг друга барышни претендуют на большее. Видимо, ведущие канала, всерьез приняв метафору об исчезновении будней, решили, что все должно быть гламурно. И манерно. Ну, словом, как дома. Но гости пока никак не усвоят этот новый образ семейного очага.

Думаю, в большом изумлении покинул Нижний питерский актер Борис Смолкин. В начале интервью, еще ничего не подозревавший гость на замечание ведущей Марианны Будцыной о том, что он очень спокоен, удивился: а разве надо нервничать? Бедный, он еще шутил. Вскоре стало не до смеха уже не только гостю, но и зрителям. Зато вволю навеселилась сама ведущая, видимо, не предупрежденная, что, говоря о юморе, не обязательно после каждого слова хихикать. Свое отношение к интервью актер успел высказать, когда ведущая сообщила, что программа подошла к концу. Он только и смог, что искренне сказать: «Хорошо!»

Другая гостья пыталась рассказать о детском отдыхе, и эту будничную тему решили как-то принарядить. На помощь пришла еще одна ведущая, которая принесла гречневик, приготовленный (понятное дело, в рекламируемом кафе) по рецепту, вычитанному у Салтыкова-Щедрина. Пока шло угощенье, благородная девица из кулинарно-литературной рубрики читала отрывок из книги. Барышни угощались, жеманились, прихваливая то ли то, что рекламировали, то ли прозу Щедрина. Вряд ли, впрочем, прозу — ее все-таки, если память не изменяет, как-то по-другому оценивают, не причмокивая и не кокетничая.

Надо сказать, что симуляция — путь далекий от профессионализма. Между тем, опасность симулятивных технологий скрывается в холодной технологичности даже весьма профессионально сделанного продукта.

Телеканал «Кремль» провел сезон с репертуаром уже опробованных программ, отличающихся и информативностью, и коммуникативной направленностью. Но вот в программе «Кофе-пресс», сообразно какому-то умыслу, композиционным центром кадра становится виртуальный барьер, разделяющий ведущую и приглашенного в студию гостя. Какая сверхъидея усадила их таким образом да еще и заставила говорить друг с другом? Куда они смотрят, кого вопрошают, кому отвечают? Череда вопросов возникает и у зрителей «кремлёвских» «Вечерних новостей», как только подключаются новые технологии. Когда на большом экране за спиной ведущего Сергея Мочалова появляется интервьюируемый, угадать, куда смотрит ведущий, задавая вопросы, сложно, но уж, понятно, не на того, к кому обращается. Это было бы как-то несовременно, нетехнологично. Про зрителя в таких случаях вообще забывают. А как ни крути — все как-то не получается, пока телевидению без него, без зрителя не обойтись.

Продолжающей убывать частью регионального эфира становятся аналитические программы. И не то чтобы событий поубавилось, но не складываются они в панорамный взгляд, рассыпаются на мелкие кусочки

«Неужели у нас всего девяносто зрителей? — вздыхая, вопрошал кого-то Юрий Соловьев, автор программы «В душе звенит гармошка», сидя, пригорюнившись, у деревенской избы, перед гармонью, как перед разбитым корытом, и подсчитывал отклики, пришедшие на программу в виде купленных билетов на объявленный ею концерт. — Задумаешься: стоит ли над ней вообще работать?» Честно сказать, задумываться вообще неплохо, и, кстати, как показывает практика, зрители тоже, видимо, не лишены этой полезной привычки. Странно, что девяносто человек набралось. Мизансцена из программы: пожилая крестьянка, словно ассистентка на выучке, не шелохнувшись, держит микрофон перед гармонистом, не смея поднять глаз ни на него, ни на камеру, ни на белый свет. А он, тем временем, поет ей про нелегкую женскую долю. Какое уж тут общение — одна печаль сердцу.

А вообще, то, что телевидение у нас региональное, а не городское, заметно, честно говоря, не сразу. Все-таки статус регионального дает не географическое расположение, а интерес к событиям области, территория которой, как, может быть, еще учат в школе, будет побольше кое-каких стран, вместе взятых. По-настоящему масштаб земных забот региона отразился в одном из последних выпусков программы «Земля и люди» на телеканале ННТВ. Рассказ Николая Таланова о новых технологиях на земле, не для парада сделанный, высветил проблемы, которые не решить одной новой техникой: это по силам людям с современным мышлением с нефольклорной любовью к родной земле.

К слову, о тех, с кем мы общаемся на экране. Не успеешь порадоваться «новым лицам», глядишь, а они не только новые, но и какие-то уж очень разнообразные. Утром Сорокин — лицо канала «Вести-Приволжье», а вечером — тренер фитнес-клуба в эфире канала «Кремль», где интервью у него берет лицо канала «Домашний». Ладно бы, какие другие части тела сдавали в аренду, а то ведь лицо!

Елена Кузнецова