08-06-30

Общество

Пироманьяки из гетто

Русский бунт — осмысленный, закономерный?

Волна поджогов автомобилей, прокатившаяся по стране в мае-июне, затронула и Нижегородскую область. Автомобили горели в Нижнем Новгороде, Арзамасе, Дзержинске и Выксе. По факту поджога автомобилей было возбуждено несколько уголовных дел, но результатов они пока, насколько известно, не принесли. Так что, хотя последнее сообщение в нижегородских СМИ о сгоревших автомобилях датируется 17-м июня, расслабляться и облегченно вздыхать автовладельцам не стоит — продолжение может последовать в любой момент.

Для стороннего наблюдателя в этой истории интересно даже не то, кто совершает поджоги автомобилей и какими мотивами поджигатели руководствуются. Не трудно с большой степенью вероятности составить возрастной, психологический и социальный портрет преступников. Для этого совсем не обязательно быть официально признанным «экспертом». Перебрать все возможные мотивы поджогов тоже труда не составляет. Я, скажем, не исключаю, что московские события, спровоцировавшие волну поджогов не только в России, но и в Киеве, например, есть не что иное, как попытка загнать всех автовладельцев на платные стоянки. Версия кажется не менее логичной, чем предположение, что за поджогами стоят некие пироманьяки или, пользуясь словами поэта Всеволода Емелина, «робингуды из Ближнего Бутова».

Но, повторю, интересны ни личности и мотивы поджигателей. Куда более интересна реакция на поджоги общества и СМИ. Реакция, я бы сказал, знаковая. Пожалуй, никакой другой объект атаки не вызвал бы в обществе столь бурного всплеска эмоций, как автомобиль.

Вспомните, не так давно в Нижнем в ходе борьбы за землю под застройку в центральных районах города внезапно начались пожары в старом и ветхом фонде. Если не ошибаюсь, зимой 2006-2007 года вокруг площади Горького полыхали деревянные постройки. Полыхали так, что среди зимы внезапно стала ощущаться летняя жара, по площади стелился дым, и запах гари витал в воздухе еще несколько дней. Какой-то заметной реакции у населения это не вызвало (за исключением жителей этого самого ветхого фонда, но это вполне понятно).

Поджоги автомобилей и поджоги домов — события, казалось бы, по масштабу не сопоставимые. Но именно первые с жаром обсуждаются и на интернетовских форумах, и в разговорах. Да и СМИ до недавнего времени уделяли этой теме внимания куда больше, чем в свое время горевшему жилому фонду.

И это не случайно. Автомобиль — один из главных, если не самый главный символ сложившегося миропорядка.

Автомобиль — объект вожделения. В многочисленных спорах, которые велись и ведутся в Сети вокруг советского прошлого и советского наследия, одна из главных претензий, которые высказываются почившей Советской власти: «Чтобы автомобиль купить, нужно было в очередь вставать и несколько лет ждать, в то время как на Западе последний безработный на собственной тачке ездил».

Культ автомобиля сегодня, похоже, стал частью официальной идеологии. На поддержание этого культа, прямо или косвенно, работает вся рекламная индустрия. Обывателю внушают: личный автомобиль делает тебя свободным («Управляй мечтой», «Широкие возможности», «Опережая воображение», «Символ вашего превосходства»). Хотя на самом деле автомобиль, особенно дорогой, придаёт его обладателю спеси в куда большей степени, чем одаривает свободой. Автомобиль вписывает своего владельца в жестко заданные отношения (государственная регистрация, страховка, автосервис и т.д.), навязывает ему определенный тип поведения, порабощает и «инструментализирует» его и при этом еще претендует на значительную часть его бюджета. «Это не я имею машину, это машина имеет меня», — пока лишь хлесткая фразочка из западного фильма, но мудрость ее день ото дня начинает понимать все больше и больше россиян. Впрочем, это так — замечание вскользь.

Вспомним лучше о том, что есть еще в России группа граждан, которая не может позволить себе приобретение автомобиля. И группа эта вполне себе многочисленная. Тут даже всевозможные кредитные программы положение исправить не способны. А ведь и этих людей реклама продолжает обрабатывать ежедневно. Представьте себе, сколько из них озлоблены тем фактом, что они лишены возможности «управлять мечтой» и «почувствовать свое превосходство», и как они радовались, когда телевизор демонстрировал им очередную сгоревшую иномарку.

Россияне с доходами выше среднего стараются существование своих куда более бедных сограждан не замечать. В крайнем случае, они готовы признать, что бедные есть, но это — всего лишь немногочисленная группа бездельников и неудачников. Когда на утверждении Путина на должность премьера Геннадий Зюганов заявил, что больше половины страны живет на зарплату порядка шести тысяч рублей, его слова вызвали бурю возмущения, хотя Зюганов ничуть не преувеличил, а уж скорее преуменьшил, нарисовал картинку более радужную, чем она есть на самом деле. Очень и очень многие не желают признавать, что живут в стране с нищим в подавляющей массе населением. Но! Не желая это признавать, они тем не менее это знают. И в массовой истерике по поводу горящих автомобилей, в болезненной реакции на упоминавшийся уже ироничный стишок Емелина «Московский зороастризм» (журналист газеты «Известия» позвонил в пресс-службу ФСБ с вопросом, намерены ли чекисты обратить внимание на это стихотворение) это знание проявилось в полном объеме. «Нищего быдла», «завистливых нищебродов» куда больше, чем хотелось бы россиянам из числа «благополучных». И самое главное, этих «нищебродов» действительно следует опасаться. Знание, что и говорить, не из приятных.

На этом фоне трогательно смотрятся попытки консолидировать всех имущих против неимущих. СМИ, бумажные и электронные, не уставали напоминать нам: дешевые отечественные автомобили тоже сжигают. Если по телевизору показывали интервью с очередным пострадавшим автовладельцем, то это, как правило, оказывался работяга, который долго и упорно копил на вожделенную машинку и вот в одночасье всего лишился. «Не только дорогие иномарки, но и дешевые машины». Однако это вот «не только, но и» наводит на мысль, что иномаркам досталось все-таки больше.

Не будем однако злорадствовать. Вспомним лучше, что совсем недавно Европа пережила почти такую же, и даже куда более суровую, эпидемию истребления автомобилей. Несколько недель кряду полыхали машины на улицах Парижа. Полыхали потому, что многие парижские пригороды заселены сегодня пусть и не голодными, но ощущающими себя обездоленными и нищими людьми. Горящие автомобили на улицах российских городов свидетельствуют, что и у нас оформились, наконец, такие гетто. Но если парижские гетто заселены пришлыми чужаками, арабами и африканцами, то в наших обитают в основном местные, коренные, самые что ни на есть русские… Не пора ли задуматься, как оказались в гетто они?

Кирилл Лодыгин