08-07-14
Среда обитания
«Метро глубокого заложения вполне возможно»
Фрагменты из заключения об инженерно-геологической обстановке — от метромоста до станции «Горьковская»
Похоже, что строительство метро стало той самой темой, которая сделала из большей части электората общество, пробудив в нём лучшие качества — самостоятельность, инициативность и ответственность. Жаркие дискуссии развернулись в газетах, на телевидении, в интернете, на кухнях и в отдельных дворах. «Новая» в Нижнем» продолжает активно участвовать в обсуждении. В этом номере — техническое заключение экспертов-геологов, которое было подготовлено ещё в конце восьмидесятых. Экспертное обоснование точки зрения, например, Елены Кармазиной, которая уже много лет говорит о том, что метро быть должно, но глубокого заложения.
«Горьковским горкомом КПСС и Горисполкомом была поставлена задача определить обоснованность отказа по геологическим условиям строительства метрополитена глубокого заложения и достаточность объёма проведённых инженерно-геологических изысканий для такого вывода.
…В ноябре 1985 г. институтом «Горьковметропроект» было выдано ГорьковТИСИЗу задание на производство инженерно-строительных изысканий на стадии «проект».
В нём указывалось, что глубина заложения перегонных тоннелей метрополитена — 75 м, а на ст. Горьковская — 77 м, т.е. в интервале абсолютных отметок 90-100 м.
Программа работ предусматривала бурение скважин глубиной до 100 м общим объёмом 1832 м, опробование: отбор монолитов 818 шт.; 20 откачек из одиночных скважин, геофизические исследования в скважинах (гамма-каротаж, кавернометрия, электро-каротаж, термометрия, расходометрия, резистивиметрия, ВЭЗ, измерение разности потенциалов) и др. работы.
С августа 1986 г. тест изысканий развернул работы по выполнению вышеуказанной программы. Однако полностью объём работ по трассе метрополитена глубокого заложения не был выполнен. В декабре 1986 г. «Горьковметропроект» остановил инженерно-геологические изыскания по данному варианту заложения трассы в связи с «резко осложнившимися условиями сооружения объектов станции» (письмо «Горьковметропроекта» от 12.12.86 г.). На тот момент ГорьковТИСИЗ выполнил в денежном выражении около 50% буровых работ, 15% геофизических исследований, 20% лабораторных определений состава и свойств горных пород и подземных вод. В итоге пространственно геологическая ситуация оказалась изученной крайне слабо. Таким образом, по вине «Горьковметропроекта» работы по инженерно-геологическому и гидрогеологическому изучению горных пород по варианту глубокого заложения метро были сорваны.
Всеми исследователями однозначно признаётся сложное сочетание инженерно-геологических и гидрогеологических факторов в Нагорной части г. Горького. Поэтому, в процессе проектно-изыскательских работ должны были в достаточной мере изучены и объективно взвешены все аспекты геологических условий, тем более, что впервые ставится вопрос об освоении подземного пространства горного массива города и должен быть применён специальный комплекс методов изысканий, отличный от принятого при наземном промышленном и гражданском строительстве.
Массив горных пород, в котором проектируется строительство метрополитена, разделяется на два горно-геологических яруса:
Верхний, покровный, представлен комплексом насыпных, лессовидных и глинистых пород четвертичного возраста различной степени обводнённости. Мощность их варьирует от 1-2 метров в прибровочной части Окского склона до 35 м (скв. № 153) на пл. Горького.
Пермские породы нижнего горно-геологического яруса составляют неоднородную сложно построенную как по разрезу, так и по простиранию толщу континентальных осадков, представленных песчаниками, конгломератами, мергелями, алевролитами и глинами. В результате геологических процессов отложения приобрели жесткость и прочность, типичную для полускальных разностей.
В разрезе выделяются два горизонта пород татарского яруса. Верхний составляют преимущественно слабо сцементированные известковистые песчаники и алевролиты, глины и мергели вятского горизонта. По материалам ГорьковТИСИЗа 1986-1987 г. они впервые отнесены к мелким пылеватым пескам и глинам. В песчаниках и алевролитах отмечено несколько разрозненных малообильных водоносных прослоев. В выводах к отчёту ГорьковТИСИЗа указано, что пылеватые пески обладают плывунными (тиксотропными) свойствами, но при этом ни в отчёте по корректировке ТЭО, ни в отчёте по второй очереди метрополитена (глубокий вариант) нет полевых и лабораторных подтверждений высказанному положению.
При многолетнем опыте бурения эксплуатационных скважин на воду и проходке дренажных штолен на Волжско-Окском склоне наблюдались случаи только фильтрационного выноса песчаного материала.
Нижний северодвинский горизонт сложен преимущественно мергелями и аргиллитоподобными большей частью известковистыми глинами с линзами и прослоями алевролитов (последние по ТИСИЗу — тоже мелкие и пылеватые пески). Глины твёрдого состояния, а по степени уплотнённости обычно средне- и сильно уплотнённые. Согласно ГОСТ 25100-82 большая часть пород относится к классу грунтов с жёсткими структурными связями. При варианте глубокого заложения метрополитена перегонные туннели и станция «Горьковская» будут располагаться в нижней половине как раз этой пачки пород.
Важным фактором, определяющим физико-механические свойства полускальных пород, является трещиноватость, которая определяет пространственное расположение поверхностей и зон ослабления. Однако, при инженерных изысканиях ни степень трещиноватости пород разного состава, ни коэффициент структурного ослабления массива не изучались.
Таким образом, разнообразные осадочные породы горного массива различной горно-геологической принадлежности могут рассматриваться как единый комплекс преимущественно полускальных пород.
Анализ обширных геологических материалов приводит к однозначным выводам:
1. Объём и информативность выполненных ТИСИЗом работ на стадии «проект» не дают основания для отказа от метро глубокого заложения.
2. Вариант метрополитена глубокого заложения по инженерно-геологической и гидрогеологической ситуации вполне возможен.
3. Окончательное заключение о выборе того или иного варианта заключения и проходки трассы метрополитена может быть и должно быть выдано лишь после выполнения необходимого комплекса инженерно-геологических и гидрогеологических исследований с привлечением специалистов научных и производственных организаций г. Горького и др. городов для решения конкретных задач. Новая программа должна пройти предварительное широкое обсуждение…
Горьковский инженерно-строительный институт им. В. П. Чкалова —
доцент кафедры инженерной геологии, оснований и фундаментов к.г.-м.н.
Г. И. Домрачеев
Горьковская комплексная
гидрогеологическая и инженерно-геологическая партия Средне-Волжской геологоразведочной экспедиции — главный гидрогеолог партии, к.г.-м.н.
Е. В. Копосов
Горьковская партия по нефти и газу ПГО «Нижневолжскгеология» — начальник партии, к.г.-м.н. Р. Б. Давыдов»