08-07-21
Общество
Можно ли отменить право на восстание?
Антология взаимоотношений церкви и власти. Точка зрения
На прошлой неделе и.о. секретаря по взаимоотношениям церкви и общества Отдела внешних церковных связей Московского патриархата священник Георгий Рябых призвал российские власти осудить коммунистический режим «не только на словах, но и на деле». «Осуждение коммунизма было начато в 1990-е годы, но так и не было доведено до конца», — заявил отец Георгий. Надо сказать, что в последнее время представители Московской Патриархии развили невиданную ранее активность по борьбе с давно почившей Советской властью. Мне правда не совсем понятно, что означает осуждение коммунизма «не на словах, но и на деле», о котором толкует г-н Рябых. Предполагает ли «осуждение на деле» всего лишь снос памятников и уничтожение советской символики там, где она еще по недоразумению сохранилась (эти мероприятия РПЦ считает безусловно необходимыми)? Или, может быть, речь идет о действиях более радикальных и масштабных?
Г-н Рябых поминает в своих заявлениях начало 90-х. Тогда среди особо горячих голов были популярны разговоры о люстрациях и чистках. Может быть, по мнению РПЦ, современной российской власти пора, наконец, очистить свои ряды от бывших членов КПСС и осудить пособников прежнего режима? Но ведь тогда и самой РПЦ придется давать объяснения по поводу своего сотрудничества с «коммуняками». Хотя, по мнению отца Георгия, «нельзя сказать, что это было повсеместно».
Теперь мы должны решить: патриарх и, кстати сказать, священномученик Тихон, патриарх Сергий, патриарх Алексий I были специально засланы в Церковь или, сотрудничая с властями, от Церкви отказались? Хотя, что там Тихон. В Интернете легко обнаружить фотографию, на которой генеральный секретарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев в кругу церковных иерархов поднимает рюмочку. Так вот на этой фотографии аккурат за левым плечом дорогого Леонида Ильича маячит чрезвычайно знакомая фигура. Уж не будущий ли это Патриарх Московский и всея Руси Алексий II? Тут, впрочем, можно возразить: выпивать с властью и сотрудничать с ней — не одно и то же.
Стремление работников культа мстительно плюнуть на могилу Советов выглядит порой презабавно. Вот, помню, 23 февраля наблюдал я, как на одном из местных телеканалов сотрудник Нижегородской епархии по фамилии, кажется, Пчелинцев произносил дежурную патриотическую речь и агитировал молодых людей не уклоняться от службы в армии («Сам-то я послужил, ой, как послужил!..») Закончил он свое выступление примерно так: «Так что праздник сегодня важный, хороший праздник. Правда, (тут на его лице появилось нечто вроде скорбной тени) повод для него выбрали сомнительный, но мы об этом сейчас вспоминать не будем». Ну отчего же не вспомнить? Праздник был учрежден по случаю организации первой попытки остановить
наступление немецких войск на Петроград. Попытка была неудачной. Но, кажется, г-н Пчелинцев сожалел не об этом. Скорее его не устраивало, что немцев все-таки остановили, отбросили и Советы смогли продержаться у власти еще семьдесят с лишним лет.
А вот небезызвестный дьякон Кураев замахнулся уже не только на советский период нашей истории. «Нужна дегероизация героев революции, начиная с декабристов по меньшей мере, а может быть, и со Стеньки Разина», — заявил он.
Как видим, церковники развоевались не на шутку. Столь бурную и, надо сказать, парадоксальную (казалось бы, говорить сегодня об угрозе коммунистического реванша всерьез могут только мало вменяемые люди) активность пытаются объяснить с одной стороны стремлением РПЦ угодить действующей власти и с другой — ослаблением позиции коммунистов . Однако нужно заметить, что речь в высказываниях и отца Рябых, и отца Кураева, и прочих отцов идет вовсе не о КПРФ. Полемический задор нацелен вовсе не на партию Геннадия Зюганова.
Как мне кажется, одной из причин демаршей церковных функционеров послужило состоявшееся недавно объединении РПЦ и РПЦЗ. РПЦ сегодня многое делает с оглядкой на заграницу. Недавно я обсуждал с одним священником причины канонизации семейства Романовых, точнее не самой канонизации, а сопутствовавшей ей шумной и продолжительной пиар-кампании. Священник, будучи человеком честным, вынужден был (со всеми неизбежными оговорками) признать, что затеяно это было в том числе и потому, что «вопрос воссоединения с зарубежниками без этого не сдвинулся бы совершенно».
Война с призраком коммунизма затеяна по тем же примерно причинам. Рискну предположить, что некоторым нашим святым отцам необходимо продемонстрировать, что они являются чистыми и беспримесными власовцами, власовцами даже большими, чем их зарубежные коллеги.
Но это не единственная причина и, пожалуй, даже не главная. Дьякон Кураев, как мы помним, замахнулся не только на коммунизм, но и на всю традицию русского освободительного движения «начиная с декабристов, а может и со Стеньки Разина». Г-н Рябых тоже, впрочем, высказался откровенно: «Если мы медлим с осуждением свержения законной власти, то мы рискуем увидеть повторение эксперимента в отношении уже нынешней законной власти».
Ну что ж… Надо признать, что если с нынешней властью что-нибудь случится, РПЦ и Московский патриархат рискуют понести убытки. И убытки нешуточные. Когда появились сообщения о том, что кое-кто из российских сенаторов выступил с инициативой вернуть Церкви земли, конфискованные после Октябрьской революции, новостные анонсы запестрели заголовками типа «Русская православная церковь пополнит список российских олигархов?» Новостийщики немного опоздали или скорее лукавят. Вряд ли для них является новостью, что Церковь уже давно в этом списке находится.
В Москве, например, по самым скромным подсчетам, уже больше ста земельных участков в самых престижных центральных кварталах столицы принадлежат РПЦ. Скажем, бизнес-центр «На Спартаковской» — современное здание, расположенное неподалеку от всех главных «святынь» Москвы — Кремля, Третьего транспортного и Садового кольца. Мировой уровень оснащения, тысячи квадратов по цене 800 евро в год за метр. Пустующих площадей нет, стабильный доход в несколько миллионов евро в год. Инвестор — Русская православная церковь.
Год назад РПЦ на международном инвестиционном форуме заявила о своих планах на будущее, в числе которых: строительство бизнес-центра на углу Пятницкой и Климентовского переулка, элитных жилых комплексов в Лазоревом проезде и на Остоженке (всё — центр Москвы), возведение целого микрорайона «Тверь-Сити» с гостиницами.
Подобные примеры можно приводить еще и еще. Недаром Московской патриархии пришлось создать собственный Центр инвестиционных программ (ЦИП). Отдел, правда, засекречен — его телефон не значится на сайте Московской патриархии, и справочная служба его тоже не знает. Но если вы представитесь потенциальным инвестором и сможете пройти несколько проверок, то сможете добраться и до отдела. Среди учредителей ЦИП люди из Московской Патриархии, инвестиционного агентства Центрального федерального округа, Ассоциации российских банков, Торгово-промышленной палаты, Внешторгбанка, Аэрофлота.
И при таком размахе Церковь не стесняется постоянно запускать руку в областные и федеральный бюджеты. В апреле этого года жители Архангельска провели «Неделю антиклерикального протеста» — они как раз выступали против использования бюджетных средств на строительство культовых сооружений. Пару месяцев спустя в новостях прошло сообщение о строительстве, которое затевает Церковь на территории красноярского Академгородка. Первоначально планировался скромный храм, но идея претерпела трансформацию, и появился проект «духовно-просветительского центра».
А между тем… Согласно, например, прогнозам компании ФБК, в России в 2008 году впервые с начала века может возобновиться абсолютный рост числа граждан, живущих ниже официального уровня бедности. По итогам 2008 года уровень инфляции для бедных составит не менее 25%, а число граждан с доходами ниже прожиточного минимума увеличится на 1,1 млн. человек — с нынешних 18,9 до 20 млн. И это, заметим, еще один из самых благоприятных прогнозов. Так что рост социального напряжения в обществе неизбежен.
И страх, который проглядывает в словах чиновника РПЦ МП, понятен. Саму мысль о покушении на власть нужно осудить, да. Вот только поможет ли?
Кирилл Лодыгин