08-07-31
Экономика
По законам леса
Пожары сократились, а воровство – нет
Нехитрую мысль, что «лес — наше богатство», государство пытается внушить нам с детства. Получается, честно говоря, не очень. Или наши граждане воспринимают лозунг слишком уж буквально…
Нижегородская область, конечно, не Сибирь, но леса у нас много. Половина территории — вся северная часть области. Или, говоря языком цифр, 500 миллионов кубометров. Половина пригодна для рубок качественных сортов — березы и сосны. И рубят. Ежегодно, только по официальным данным, срубают под корень шесть миллионов кубометров деревьев.
Однако, как и везде, есть проблемы. Например, выделят арендаторам участок расчетной лесосеки, а те не рубят что дают. Почему — непонятно. Или вот стали продавать лес на аукционах. Так сказать, в соответствии с веяниями времени. Однако продают через аукционы только небольшую часть от планируемых объемов. Расчетная лесосека не осваивается, и аукционы идут туго. Подозреваю, что причина стара как мир. Зачем же за лес платить, когда его можно взять бесплатно? Незаконные порубки леса в регионе продолжаются. Любопытно, что, по словам чиновников областного правительства, большинство преступлений происходят при участии самих руководителей и сотрудников лесхозов. Для незаконных рубок находится куча причин.
Так, например, в одном из районов была произведена незаконная рубка деревьев якобы в рамках расчистки ЛЭП. А на самом деле — для банальной продажи. Лес рубят за пределами расчетных лесосек, вовлекают в рубку приспевающие и защитные леса. Короче, воруют, где придется.
Что, в этих условиях предполагает предпринять областное правительство? Чисто чиновничью меру — усиление контроля за выдачей разрешительных документов. Заместитель губернатора Ирина Живихина, курирующая эту сферу, говорит, что данные, предоставляемые лесными хозяйствами в область, часто резко расходятся с цифрами, приходящими из центра. Это касается площадей хозяйств и лесного имущества. Почему так происходит, непонятно?
С другой стороны, лесоводам есть чем похвастаться. Они стали перевыполнять план по налоговым отчислениям. Кроме того, намного снизилось количество лесных пожаров. Однако нижегородские лесные хозяйства сплошь и рядом должны государству. И не только государству, но и своим работникам. Самое смешное, что зарплаты мизерные, но даже их не выплачивают вовремя.
На сегодняшний день средняя зарплата в лесном комплексе Нижегородской области составляет около шести тысяч рублей. Хотя в некоторых местах зарплата и вовсе не превышает трёх тысяч. «Это же рабский труд!» — возмущается директор областного лесного департамента Юрий Гагарин. Хочется воскликнуть вслед за г-ном Гагариным: « И как тут не воровать?».
Как известно, финский концерн Stora Enso планирует построить в Нижегородской области целлюлозно-бумажный комбинат стоимостью 1,5 миллиарда долларов и мощностью 1 миллион тонн целлюлозы в год. Для начала работы нового ЦБК необходимо ежегодно заготавливать 2,5 миллиона кубометров березового и 1,5 миллиона кубометров соснового баланса древесины. Регион на сегодняшний момент может предоставить лесной участок с ежегодным объемом разрешенной добычи древесины в 2,3 миллиона кубометров.
Недостающий объем древесины скандинавские инвесторы предполагают приобретать в соседних с Нижегородской областью регионах — Кировской, Ивановской областях, Республике Марий Эл. По словам президента некоммерческого партнерства «Нижегородский лесной комплекс» Юрия Кочубейника, со Stora Enso не может быть совместного существования, так как они претендуют именно на переработку деловой древесины (сосна, береза), которой и так не хватает в регионе. На сегодняшний день нехватка лесов для нижегородских предприятий составляет порядка 4,6 млн куб. метров. В регионе нет в настоящее время свободного лесного фонда, в частности, из-за прихода инвесторов, которым в аренду передают большие площади лесов. Нам предлагают, по сути, положить весь лес Нижегородской области на алтарь повышения качества финской бумаги.
Как известно, с введением в действие нового Лесного кодекса субъектам Российской Федерации были делегированы дополнительные полномочия в области лесных отношений. Полномочия расширены, а проблемы остаются. Сами чиновники областного правительства признают, что сегодня лесные ресурсы области используются недостаточно эффективно. Основной объем заготовки происходит в центральной и юго-западной части Нижегородской области, что связано с транспортной доступностью лесосырьевых ресурсов данных районов. При этом преимущественно заготавливается древесина хвойных пород деревьев. Серьезное повышение экономического потенциала лесов во многом зависит от укрепления материально-технической базы лесной отрасли, которая в настоящее время находится в крайне неудовлетворительном
состоянии. Средний возраст машин и оборудования сегодня достигает 25 лет. Износ большинства из них по отрасли — 70-80 процентов. Более половины машин и оборудования подлежит списанию.
Фактические сроки эксплуатации основного оборудования превышают нормативные в среднем на 80 процентов. Объемы ввода нового оборудования и техники в два раза меньше выбывающих основных средств.
В последнее время областные власти предпочитают гораздо реже встречаться с работниками лесного хозяйства с глазу на глаз. Зато вовсю привечают тех же финнов. Возможно, финны и работают лучше наших и даже воруют меньше, чем отечественные лесопромышленники. Но во многих северных районах области лес — единственный источник дохода для населения. Если запретить рубить лес легально, наши воровать будут еще больше — эта аксиома была доказана уже не раз. И никакие финны с проектами современных целлюлозно-бумажных комбинатов не смогут остановить это практически повальное воровство, процветающее в нищей заволжской глубинке.
Владимир Сергеев