08-08-12

Экономика

Добрались до кладбища

Власти Нижегородской области намерены контролировать похоронный бизнес

Правительство Нижегородской области приняло за основу областную целевую программу по развитию услуг в сфере похоронного дела в регионе на ближайшие три года. В Законодательном собрании принят соответствующий закон. Странно, но только сейчас у власти начинают доходить руки до такого специфического дела, как похоронное. Которое, с одной стороны, можно смело назвать социально значимым и даже где-то богоугодным. С другой стороны, ритуальные услуги — чистой воды бизнес. Высокодоходный и не самый прозрачный. Не грозит ли теперь нижегородскому рынку ритуальных услуг передел сфер влияния?

Согласно обывательским стереотипам, люди и организации, связанные с похоронным делом, «сидят на мешках с деньгами». Возможно, это и не совсем так. Но в самое ближайшее время в этот бизнес в Нижегородской области придут новые люди. Облеченные доверием государственной власти. Вполне возможно, что теперь на рынке придется потесниться. Хотя, как водится, публично все больше говорят об элементарном наведении порядка в социально значимом секторе экономики. В областном правительстве полагают, что реализация программы позволит существенно улучшить качество и доступность обслуживания в сфере похоронного дела, снять напряженность, связанную с нехваткой земель для мест погребения. В крупных городах региона планируется создать электронную систему учета захоронений и кремаций. В каждом муниципальном образовании предполагается создать специализированную похоронную службу и ритуальный салон, а также закупить парк катафалков и другое специальное оборудование. Правительство рассчитывает организовать контроль над состоянием и благоустройством кладбищ и создать Ассоциацию похоронных организаций. В общем, взять процесс под строгий контроль. В то же время, например, Нижнего Новгорода правительственная программа не очень касается. Потому что бюджетное финансирование из муниципальной казны здесь и так присутствует. Но в районах часто не видят вообще никаких бюджетных денег на развитие похоронного дела. Областное финансирование ритуальных услуг в программе предусмотрено, если только муниципалитет дотационный. И в Нижегородской области, наконец-то, запланировано развитие нового вида погребения — кремации, которое «будет способствовать улучшению экологической обстановки в местах погребения и продлению сроков использованию земель кладбищ под захоронения». Как известно, этому долгое время сопротивлялась Русская православная церковь. Но видимо, дальше тянуть со строительством уже невозможно. Кремация в среднем по России не превышает 7% общего числа похорон, тогда как в других европейских странах и США этот показатель достигает 85-90%. Сегодня крематории есть лишь в десяти российских городах. В основном это крупные мегаполисы — Москва, Петербург, Новосибирск, Екатеринбург. Нижний Новгород к таковым, безусловно, относится. Не отберет ли крематорий работу у нижегородских похоронщиков? Специалисты утверждают, что региональный рынок похоронного дела с приходом еще одного хозяйствующего субъекта принципиально не изменится. Правда, говорится это с определенными оговорками.

Не отберет ли крематорий работу у нижегородских похоронщиков? Не пытается ли государство в лице областного правительства подмять под себя лакомый кусок ритуального рынка?

Итак, крематорий — не конкурент прежним игрокам на рынке. По крайней мере, в ближайшем будущем (пока построят, пока народ привыкнет). В то же время для реализации программы в области уже создано государственное казенное предприятие «Ритуал-Сервис». Само собой разумеется, государственное регулирование необходимо. Сегодня, например, любой санитар морга считает, что он тоже может оказывать ритуальные услуги. Другое дело, не пытается ли государство в лице областного правительства подмять под себя лакомый кусок ритуального рынка?

На сегодняшний день 70% похоронного бизнеса в России принадлежит частным структурам. Конкуренция на рынке — жесточайшая. Бывает, что у постели умирающего одновременно собираются по 5–6 похоронных агентов. Информацию они получают из разных источников. В столице за информацию о людях, которые вот-вот предстанут пред Отцом небесным, платят 4 тысячи рублей. Потом эта сумма автоматически входит в стоимость заказа. Такая практика, скорее всего, существует и в Нижнем Новгороде.

Частников на рынке много. Но так ли уж это плохо? И всегда власть на местах в состоянии вложиться в «похоронку»? Не секрет, что большинство районов области являются дотационными, собственных средств не хватает даже на расходы по основным статьям бюджета. Поэтому многие главы администраций полагают, что похоронная сфера все же должна быть целиком отдана частному бизнесу. Пусть и при непосредственном контроле муниципалитетов «как проводников политики областного правительства». В областном правительстве, судя по всему, считают по-другому.

Владимир Сергеев