08-08-18

Политика

Бегущий по лезвию бритвы

Куда и почему ушёл Некрасов?

Во вторник случилось ожидаемое. Секретарь политсовета нижегородского регионального отделения «Единой России» Сергей Некрасов сообщил, что уже написал заявление на имя секретаря президиума генерального совета партии Вячеслава Володина о сложении своих полномочий. Повод вполне приличный — увеличение профсоюзной нагрузки и отсутствие сил, чтобы совмещать. То, что лидер Облсовпрофа интересует следствие на предмет уголовного дела об уклонении от налогов на сумму около 75 млн. рублей, а региональное отделение месяц назад попало в «черный список» у высокого руководства, вроде как ни при чем.

Золушкам тоже везет

Сергей Некрасов появился во главе регионального отделения «Единой России» несколько неожиданно. Прежний секретарь политсовета Евгений Люлин, сплотивший под партийным знаменем местную элиту и водивший ее в атаки на губернатора Геннадия Ходырева, понял, что с новым главой области Валерием Шанцевым ему не ужиться. В ноябре 2006 года господин Люлин, которого теперь принято вспоминать с ностальгической улыбкой, заявил, что «устал», и сложил полномочия. Преемника, отвечающего требованиям лояльности к губернатору, который круто взял за рога всех региональных «быков», искали с сентября. Искали тщательно, перебирая практически всех видных местных «единороссов».

Уже в ноябре 2006 года мэр Нижнего Новгорода Вадим Булавинов сознался, что ему предлагали пост секретаря местного отделения партии. Собственно, уже тогда было ясно, что работать под началом неформального лидера нижегородских «единороссов», то есть губернатора, у господина Булавинова не получится. Получивший партийный билет в Москве, а не на местном политсовете, ориентированный на федералов и уже тогда лишившийся целого ряда полномочий, мэр не горел желанием работать на этой должности и потому отказался.

В качестве возможных кандидатов предлагались президент Горьковского автозавода Николай Пугин или ректор ННГУ Роман Стронгин. В списке претендентов, отправленном в центральные органы партии, числился и заместитель губернатора Нижегородской области по социально-экономическому планированию, бюджетным отношениям и инвестиционной политике Владимир Иванов. Правда, он предпочел трудиться на ниве финансов и тут же отказался от партийных амбиций, сославшись на огромный объем работы на посту замгубернатора. Так как обязанности секретаря исполняла журналистка, депутат регионального парламента Ольга Носкова, ее на всякий случай тоже посчитали за кандидата.

Персона скромного лидера практически бесправных профсоюзов, депутата Законодательного собрания Сергея Некрасова появилась внезапно. Впервые неофициально информация о нем была разглашена в СМИ в январе прошлого года. Это было сюрпризом для тех «единороссов», которые обожали Евгения Люлина, умевшего и шашкой махнуть, и компромиссы найти. Уже тогда господина Некрасова называли слабой фигурой, которая будет зависеть от пожеланий губернатора Валерия Шанцева. Более того, у кандидата не было политического опыта. Даже в региональный парламент он попал по партийному списку. Более того, у Сергея Некрасова было некоторое «приданое» — сами профсоюзы. Вскоре его кандидатуру согласовали на пост секретаря политсовета регионального отделения партии.

«Медвежьи» успехи

Пожалуй, нельзя сказать, что Сергей Некрасов блеснул успехами за полтора года своей партийной работы. Он не сумел сохранить «единоросскую» элиту целостной. В региональном отделении появились группировки, недовольные друг другом и спровоцировавшие ряд внутренних скандалов. Более того, за эти полтора года местная «Единая Россия» пережила две федеральные кампании — выборы депутатов Государственной думы РФ и президента России. Понятно, что за выборы такого уровня несет ответственность сам глава региона и руководитель штаба. Однако по партийной линии спрос обычно с секретаря политсовета. А похвастать было нечем. Каждый раз региональная «Единая Россия» показывала результаты ниже федерального. И это притом, что использование административного ресурса местами даже зашкаливало, давая обильную пищу для обличений коммунистам.

На выборах в Госдуму в декабре 2007 года «Единая Россия» в Нижегородской области набрала 60,62% голосов избирателей, в то время как общефедеральный результат — 64,1%. При этом коммунисты и «справороссы» в регионе получили больше голосов избирателей, чем по России. В ходе президентских выборов кандидат Дмитрий Медведев, посетивший регион накануне выборов, получил в Нижегородской области 61,84% голосов избирателей, что значительно меньше среднероссийских 70,23%. Зато лидер КПРФ Геннадий Зюганов, напротив, в регионе воспользовался поддержкой 23,92% избирателей против федеральных 17,76%. Отговорки региональных властей звучали сурово. Заместитель губернатора Сергей Потапов, например, сослался на то, что в Нижегородской области слишком «душевный» народ. Думаю, что партийное руководство в Москве такими аргументами не удовлетворилось. К тому же, имея проходное место в списке партии, Сергей Некрасов так и не стал депутатом Госдумы. А ведь сейчас мандат ему бы очень помог.

К списку достижений еще в конце прошлого года добавился скандал вокруг продажи Облсовпрофом Дома культуры имени Свердлова, памятника архитектуры позапрошлого века, расположенного в самом центре города. Сославшись на невозможность содержать такой объект, руководство во главе с Сергеем Некрасовым решили продать его частным компаниям. И продало. По скромной цене, ниже рыночной на 210 млн. рублей. В отличие от покупателей, такой сделке не обрадовалась прокуратура Нижегородской области, решив, что продавать особняки в центре города по цене менее 80 млн. рублей за штуку — это несерьезно. В итоге появилось уголовное дело по ч. 2 ст. 199 («Уклонение от уплаты налогов и сборов с организации в особо крупном размере»). Следствие уверено, что бюджет не досчитался почти 75 млн. рублей налогов. Несмотря на то, что обвинение еще не предъявлено, однопартийцы Сергея Некрасова утверждали, что во всем разберется суд, а Облсовпроф вообще, мол, орган коллективный и их лидер не мог принимать решение в одиночку. Особенно не стеснялся депутат Госдумы Александр Хинштейн, выразивший готовность собрать господину Некрасову узелок в случае, если вина лидера нижегородских «единороссов» будет доказана.

И наконец, последним несчастьем для местного отделения партии месяц назад стало решение центральной контрольно-ревизионной комиссии «Единой России». 16 июля в ходе заседания президиума генерального совета нижегородское отделение «Единой России» вошло в число тех отделений, «где допускаются случаи дискредитации партии со стороны отдельных руководителей». «Это наносит определенный урон партийному имиджу, негативно воспринимается среди избирателей», — поставило диагноз партийное руководство. Это было попадание в «черный список», выход из которого только один — кадровая чистка. Тем более что в региональном отделении были сторонники такого исхода ситуации.

Когда срывает шлюзы

Первым признаком окончательной немилости стал тот факт, что господин Некрасов не вел несколько последних заседаний политсовета, предоставив это руководителю фракции «единороссов» в региональном парламенте Александру Вайнбергу. Затем общественность ознакомили с распоряжением о назначении Сергея Некрасова руководителем общероссийского проекта Федерации независимых профсоюзов по созданию профсоюзных организаций на малых и средних предприятиях. Разумеется, на такой пост вполне подходит человек, при котором нижегородский Облсовпроф окончательно влился в сотрудничество в «Единой Россией». Ну и как следствие, при такой профсоюзной нагрузке стало невозможно совмещение. Почти изящно. В связи с этим, господин Некрасов написал заявление о сложении своих полномочий на имя секретаря президиума генерального совета партии Вячеслава Володина. Вероятно, согласие партийного руководства не за горами.

В региональном отделении заговорили о спасении партийной репутации. Однако стали ли мы свидетелями сделки «пост секретаря отделения в обмен на вывод из-под уголовного преследования»? Уход с партийного поста наоборот делает человека более беззащитным. При этом Сергей Некрасов дал понять, что он остается во главе Облсовпрофа, то есть в самом эпицентре скандала. Как бы там ни было, в региональном отделении остались желающие, чтобы следствие разобралось с недополучением налогов.

Словоохотливый Алек­сандр Вайнберг стал исполняющим обязанности секретаря НРО партии. Он же рассказал, что консультации по кандидатурам уже ведутся и окончательное утверждение ожидается в ноябре текущего года. Конкретных имен называть не стал, сославшись на нежелание заниматься рекламой. Понятно, что сам господин Вайнберг тут же, по мнению ряда экспертов, попал в список потенциальных кандидатов. А почему нет? Его обожание губернатора и лояльность к другим центрам влияния известны. К тому же, он постоянно где-то рядом с первыми лицами, но еще ни разу не попал в заветную цель. Разумеется, для него будет огорчительно, если сюжет с исполняющим обязанности повторится.

Во всяком случае, ясно, что сейчас включатся все механизмы воздействия на партийное руководство, так как шлюзы не держат напор амбиций.

Юлия Сухонина