08-08-18

Политика

Владислав ЕГОРОВ: «Шанцев — не просто чиновник»

«Надо понимать, что руководитель любого региона в России сегодня занимает ту нишу, которая для него предназначена федеральными властями. Есть общероссийские проблемы и тенденции, которые на региональном уровне переломить нельзя: рост цен, инфляция, антисоциальное федеральное законодательство… Но есть те факторы, как то же расходование областных бюджетных средств, взаимодействие с органами местного самоуправления, которые определяются именно региональной властью. Мне наиболее важными критериями в оценке работы любого руководителя региона представляются социальные аспекты — динамика уровня жизни граждан, в первую очередь. Безусловно, на протяжении последних трёх лет доходная часть бюджета Нижегородской области растёт в заметной прогрессии. Думаю, что и прогнозы по достижению отметки в 150 миллиардов рублей областного бюджета к 2010 году могут оправдаться. Нельзя не отдать должное напористости губернатора в работе по привлечению инвестиций в регион, рост объёмов которых за последние годы также внушителен. И именно на этом делает акцент команда Шанцева, отчитываясь о позитивных результатах своей трехлетней работы. Но с точки зрения целей бюджетного накопления, комплексности и приоритетности развития хозяйства области, с позиции оценки рациональности использования полученных средств, есть поводы для серьёзной критики. Значительная часть денежных ресурсов правительством направляется на задачи, которые не являются первоочередными, на очень затратные, капиталоемкие проекты, притом, что многие острые проблемы в развитии региона остаются нерешенными из-за «нехватки денег». Масштабные по размаху и стоимости проекты губернаторской команды выглядят разовыми пропагандистскими акциями, которые могут попасть в поле зрения федеральной власти и СМИ и, соответственно, улучшить имидж команды губернатора. Но социальная отдача, реальное повышение качества жизни нижегородцев, как правило, не соответствуют затратам на проведение этих имиджевых акций. Достаточно упомянуть кампанию по строительству ФОКов в 47 районах области, стоимость каждого из которых составляет триста миллионов рублей, а содержание одного ФОКа ежегодно будет обходиться в 20 и более миллионов рублей. Укрепление здоровья подрастающего поколения — несомненно, важная задача. Но когда в Сергаче готовятся к торжественному открытию комплекса с боулингом, современным кинотеатром и искусственным льдом, а в школе по соседству просто нет канализации, когда на фоне отчетов об открытых и строящихся ФОКах на полгода задерживается введение доплат многодетным матерям, возникает резонный вопрос: не стоит ли заняться в первую очередь назревшими и больными социальными проблемами, а уж по мере их решения определять судьбу оставшихся бюджетных средств? На последнем заседании Заксобрания 31 июля после полуторачасовых выступлений председателей СПК, руководителей аграрного профсоюза были «выбиты» дополнительные двести миллионов рублей на элементарное обеспечение проведения уборочной кампании на селе. Речь даже не шла о модернизации и развитии отрасли — говорили о выживании сельского хозяйства. Да вместо одного ФОКа за 300 млн. рублей постройте в том же Перевозском районе с его десятью тысячами жителей несколько детских спортивных площадок, реконструируйте стадион, постройте бассейн, а высвободившиеся сотни миллионов отдайте селу – и не будет этого искусственного аврала при уборке урожая! Между тем, на том же июльском заседании ЗС 60 миллионов рублей были выделены на покупку нового здания для миграционной службы, 38 миллионов дополнительно направлено на строительство Дома правительства в Кремле, 15 миллионов — на обновление автопарка полпредства. Деньги-то есть! Вообще Валерий Павлинович — не просто чиновник. Для сложившейся при президенте Путине в России системы власти наиболее подходящим является тип безропотного и безотказного по отношению к федеральной власти чиновника. Наш губернатор не из таких. Он не вписывается в чиновничью, сугубо исполнительную вертикаль. Используя авторитарный стиль управления, губернатор, в то же время, пытается новаторскими, амбициозными проектами заявить о себе, о своей команде. Оборотной стороной этого стиля является то, что нижегородцы лишены возможности не только влиять на формирование стратегии развития области или осуществлять общественный контроль за деятельностью власти, но даже и знать о том, каким образом и в каком направлении строится и меняется социально-экономическая политика в регионе. Такое отчуждение народа от власти и неоправданно, и опасно».

Владислав Егоров, специально для НГ в НН