08-08-25

Политика

Превращения городских чиновников

Недавние кадровые решения в администрации Нижнего Новгорода важны не сами по себе, а как определенный этап в стилистике городского менеджмента. Можно говорить о нескольких трансформациях нижегородской власти при мэре Вадиме Булавинове. И сейчас мы являемся свидетелями очередной из них, пусть и самой неудачной.

На митинге в поддержку Южной Осетии помимо мэра, который был одним из выступавших, появились и Гладышев, и Беспалова. Вице-мэрам нечем заняться?

Когда в октябре 2002 года Вадим Булавинов в результате скандальных выборов оказался в кресле нижегородского градоначальника, городской бюджет был предбанкротным. Отсюда кадровый подход нового мэра — ставка на опытные кадры и достаточно компактная администрация. Малоопытного Булавинова подкрепляли сразу три грамотных практика — Мелешкин, Гладышев и Ковалев. Если говорить о состоянии городской сферы ЖКХ, то ее положение определялось как планово убыточное из-за явно заниженных тарифов. Опытные Мелешкин и Ковалев взялись за изменение ценообразования и тарифов: предполагалось, что за год-два произойдет выход на стопроцентный платеж за услуги ЖКХ, а малообеспеченная группа населения будет получать соответствующую субсидию. Надо отметить, что эта программа была выполнена успешно.

В 2005 году Ковалева забрали в министерство ЖКХ областного правительства. Примерно в это же время покинул администрацию и первый вице-мэр Мелешкин. На место практика Мелешкина пришел Котельников, который не очень хорошо знал матчасть, но умел рассчитывать различные схемы. Чуть позже директором департамента ЖКХ неожиданно был назначен Дмитрий Шуров, до недавнего времени работавший мэром рабочего поселка Ворсма в Павловском районе. Таким образом, дуэт сильных практиков Мелешкин–Ковалев сменил тандем новых теоретиков Котельников–Шуров. Если в такой замене была логика, то она могла состоять в следующем: новый этап реформирования ЖКХ требовал изменений в управлении этой отрасли. Мелешкин и Ковалев опирались на старые кадры в ДЕЗах. А изменения в этой сфере требовали серьезных перемен. Эту задачу решал новый человек Шуров, который не был связан с коммунальным менеджментом, при поддержке идеолога Котельникова. В нескольких районах руководители ДЕЗов были заменены. Вместо дирекций возникли управляющие компании.

К маю 2007 года появилась необходимость стабилизировать ситуацию в ЖКХ после революционных перемен. Место идеолога новой схемы управления занял опытный управленец Гладышев, который ближе по взглядам и стилю ведения дел к Мелешкину и Ковалеву. Гладышев сбалансировал несколько авантюрного Шурова. Было понятно, что вместе эти люди долго не проработают. Поэтому уход Шурова в общем и целом считается логичным. Не исключено, что Гладышев постарается провести на пост директора департамента ЖКХ человека, похожего на Ковалева. Это будет возвращение к ситуации 2002–2005 годов.

Шуров многое порушил в старой системе управления ЖКХ, являясь внесистемным игроком. Руководители ДЕЗов опирались в большей степени на глав районов, чем на директора профильного департамента. Поэтому ряд глав районов боролись с Шуровым, пытаясь поставить во главе ДУКа своего человека, а не «ворсменца». Например, в Советском районе Шуров не овладел командными высотами в ЖКХ, а в Московском районе он продавил своего земляка в районном ДУКе. В некоторых районах, например, в Сормовском, Шуров компромиссно выступил за сохранение статус-кво, а в ответ получил поддержку своей линии.

В целом Дмитрий Юрьевич проявил себя как гибкий управленец, самостоятельный и энергичный, готовый действовать вопреки бюрократическим канонам. Многих удивил отъезд Шурова в Пензу, которая раза в три меньше Нижнего Новгорода. Но для него, выходца из Ворсмы, которая даже не является райцентром, масштаб не имеет значения. Тут другая логика в ходу. В Нижнем Новгороде он подчинялся не только мэру Булавинову, но и вице-мэру Гладышеву. Пенза хороша для Шурова уже тем, что там у него будет один начальник, а не два. Злые языки говорят, что Шуров в узком кругу своих друзей не раз говорил, что рано или поздно станет губернатором. Возможно, в Пензенской области это у него и получится. А пока он достаточно успешно шагает по карьерной лестнице — чиновник областного министерства ЖКХ — директор департамента ЖКХ в мэрии Нижнего Новгорода — вице-мэр по ЖКХ города Пензы.

В то же время в администрации Нижнего Новгорода все вице-мэры до сих пор были, что называется, «рабочие». Можно говорить о некотором снижении профессионального уровня вице-мэров, в том числе и из-за отказов некоторых глав районов от этой должности, но все они имели широкий круг обязанностей. И вот мы видим появление четвертого вице-мэра Михаила Грошева. До сих пор их было три — Гладышев, Колчин и Беспалова. Это, пожалуй, первый нерабочий вице-мэр при Вадиме Булавинове. Перебор вице-мэров уже начал проявляться. На митинге в поддержку Южной Осетии помимо мэра, который был одним из выступавших, появились и Гладышев, и Беспалова, и Грошев. Вице-мэрам нечем заняться?

Скорее всего, Булавинова уговорили взять на работу отставного сотрудника полпредства в ПФО. Известно, что Вадим Евгеньевич ­иногда поддается на такие уговоры, не получая никакой политической компенсации. Дополнительный минус в трудоустройстве Грошева для главы Нижнего Новгорода состоит в том, что такое кадровое решение проведено на фоне очередной волны слухов об отставке самого Булавинова. Такое кадровое укрепление мэрии объективно работает на такие слухи. Мол, теперь мэру все равно, кого трудоустраивать, почему бы и номенклатурному Грошеву не потрафить? Как бы то ни было, в любом случае появление четвертого вице-мэра бьет по репутации мэрии Нижнего Новгорода. Чем дальше, тем больше становится крупных, но бесполезных начальников, которым нужны кабинеты, помощники, секретари, автомобили с водителями…

Виктор Деменев