08-09-08
Среда обитания
Парковая демократия
Как нижегородцы пытались высказать своё мнение
Сергей ГОРИН,
директор департамента культуры администрации Нижнего Новгорода:
«Слушания прошли очень успешно. Критические замечания, которые также были высказаны, и касались возможностей строительства Дворца молодежи и аквапарка, обязательно будут учтены разработчиками проекта планировки и межевания… Несомненно, парки города должны развиваться. Сейчас развитие идет медленно, так как силы приходят небольшие. Прогресс в любом виде невозможен без проекта планировки и межевания… Санитарная вырубка проводится постоянно, а весной и осенью в городе проводится дополнительная высадка деревьев, в том числе в парках. На сентябрь 2008 года у нас запланирована акция по высадке тысяч деревьев в Автозаводском, Канавинском, Нижегородском и Советском районах в течение одного дня. Акция распространяется и на парки – Автозаводский, «Швейцария» и имени 1 мая…»
Вадим Булавинов,
мэр Нижнего Новгорода:
«Результаты публичного слушания по реконструкции парка «Швейцария» в Нижнем Новгороде отрицательные… <�Информация о проекте реконструкции парка была представлена людям не в полном объеме. У людей возникают опасения, что на месте нынешнего парка будет построен промышленный объект, для чего в парке будут спилены деревья>… Никаких серьезных строительств в парке не будет… <�В настоящий момент в парке расположено большое количество шашлычных и различных торговых палаток. Этим заведениям крайне не выгодна реконструкция на территории. В ближайшее время пройдёт встреча с представителями фирмы «Архимед» по вопросу строительства в парке «Швейцария» дворца молодежи и аквапарка>. Здесь пока не стоит торопиться с принятием решений».
У входа в зал регистрировали участников. Людей было немного. И они почти не разговаривали друг с другом. Тишина и какая-то странная атмосфера недоверия. На правой стене красовался большой плакат «Сильная Россия — единая Россия». Но на него никто даже не оглядывался, хотя ясно было, что большинство из присутствующих здесь впервые. Привыкли.
Перед маленькой сценой — большой экран с приветливой заставкой, поясняющей, что обсудить восьми десяткам нижегородцев предстоит «Проект планировки и межевания парковой территории «Швейцария» и прилегающей рекреационой зоны по проспекту Гагарина в Приокском районе Нижегородской области». Рядом — два стенда. Один — с фргаментом карты градостроительного зонирования, второй — с большой и подробной картой территории парка. Мол, ознакомьтесь. Надо сказать, подходили и рассматривали.
Первым актом большой пьесы стало собственно представление проекта руководителем АЛЦ (архитектурно-ландшафтного центра) «Архиленд» Ольгой Ворониной. Прозвучала информация о том, что в планах сооружение трёх объектов капитального строительства — Дворца молодёжи, аквапарка и яхт-клуба. Воронина говорила около пятнадцати минут, демонстрируя красочные слайды из жизни европейских парков с впавшими в «рекреационный восторг» европейцами, купающимися с аквапарках, бегающими по ровным дорожкам, сидящими на лавочках и плавающими на яхтах. И всё это рядом с контрастными фотографиями соответствующих нынешних, скучных парковых пейзажей российского города. Незамысловатый принцип «до» и «после», видимо, должен был стать дополнительным фактором убеждения аудитории в возникшей необходимости реконструировать «Швейцарию», чтобы нам тоже стало хорошо — как тем, которые в аквапарках, на дорожках, лавочках и яхтах.
Руководитель Воронина, пытаясь подчеркнуть свою сопричастность и согражданство с собравшимися, постоянно использовала казавшиеся ей спасительными местоимения «мы» и «наши». Уже минут через семь послышался первый вопрос с первых рядов о том, кого это госпожа Воронина имеет в виду. Второй последовал уже минут через пять — вопрошавший интересовался, будет ли вход в парк платным после превращения его в рекреационный рай. С этого момента стало ясно, что легко не будет никому.
Второй акт составили сами слушания. Здесь можно смело говорить о нескольких действиях. Сначала жители Советского и Приокского районов пытались выяснить хоть какую-нибудь конкретную информацию о том, сколько гектаров будет застроено, сколько деревьев уничтожено и когда всё это планируется осуществить.
На все вопросы представители условной противоположной стороны отсылали «слушателей» к главному тезису вечера — обсуждается проект планировки и зонирования, а не что-то иное. Один из участников интересовался конкретной судьбой конкретной берёзовой рощи, ему конкретно ответили, что её трогать не будут. Потом начало в разы расти напряжение — по всей видимости, по мере того, как участники, сидевшие в зале, понимали, что их мнения воспринимаются со странным удивлением, а заседающие за отдельным столом осознавали, что надежда на покой была необоснованной. Отсюда — срывающиеся на истерику выступления жителей и откровенное ёрничанье со стороны представителей «власти».
Главным пунктом проекта, вызвавшим наибольшое количество гневных нареканий, стало строительство аквапарка и Дворца молодёжи. Мнения присутствующих в очередной раз разделились. Одни, ссылаясь на «собственный опыт», утверждали, что там будут всё те же шприцы и алкоголь, другие возражали, что в верхней части города практически нет больших концертных залов.
Накал страстей к этому моменту уже зашкаливал. С отдельного столика призывали к конструктиву, понимая, что последний аргумент в этой неравной борьбе заинтересованности с интересом — традиционное «А что вы предлагаете?». Но предложения были. Например, перенести аквапарк за черту города. Построить Дворец молодёжи на… — здесь тоже были аргументированные варианты. Оставить парк в покое — просто привести в нормальный вид. Без многомиллионных инвестиций — с помощью регулярной уборки, установки освещения, постоянного ухода за деревьями. В этом месте — одобрительный гул.
Тут уже со стороны представителей власти послышались недвусмысленные реплики, что пора бы уже к цивилизации стремиться, а не стоять на месте. Мол, вы тут сирые и убогие среди деревцев бегать хотите, а к прелестям урбанистическим не готовые. И опуститься бы тут занавесу. Видимо, по чиновничьему сценарию эта фраза должна была окончательно и бесповоротно убедить ещё не убеждённых в том, что «Швейцарию» надо привести в красивый вид. Приятный глазу инвестора то бишь. Но из зала уже говорили о правовом государстве и гражданском обществе. Вспомнили вовремя. И последующие действия напоминали фильм «Гараж», воплощённый в неприглядную реальность постперестроечной России. Потому что на призывы «закругляться» следовало ответное, а «вы торопитесь?». Раздавались вопросы «зачем вообще эти слушания и кому нужно наше мнение?», и на резонное «оно будет учтено при голосовании теми депутатами, которых вы выбирали» уже слышались ироничные смешки — «мы?!».
Ещё один вопрос, стоявший на «повестке непонимания», — почему не привлекают мелкий и средний бизнес, который уже работает в парке или хотел бы там работать. У бизнеса спросили — есть ли у вас достаточные средства (чтобы не ошибиться, не буду уточнять, какая сумма называлась, но что-то очень масштабное и миллиардное). Всё-таки расползлась от губернатора вниз по вертикали страсть по масштабу. И ничего тут уже не поделаешь.
В общем, слушания приобрели угрожающий формат. Классическое противостояние — власть и народ. «Почему вы относитесь к нам с таким недоверием?» — «Почему вы не уважаете наше мнение?». Наивно, ей-богу.
В заключительном третьем акте выяснилось, для чего, собственно, собрали слушания. Удивила всё та же Ольга Воронина, которая заявила, что готова открыть правду. «Вы хотели конкретных цифр — я могу вам их сообщить!» — самоотверженно заявила госпожа Воронина. Запомнились и мне, и остальным «слушателям» пятьсот деревьев, которые планируется вырубить. Затем последовала буря негодования. Вал первый. Второй — когда выяснилось что за рассмотрением «проекта планирования и межевания» значился пункт повестки о переводе зоны парков, набережных Р-2 в зону обслуживания и деловой активности местного назначения Ц-2. Тут проснулись все. Даже молчавшие до сих пор. Консолидированное мнение жителей Приокского и Советского районов было однозначным: хотят получить наше разрешение, а сами будут строить что хотят и поставят перед фактом. «Мы ничего не сможем сделать!» — кричали участники общественных слушаний, уже больше двух часов сидевшие в зале ДК им. Кринова.
С разных концов небольшого зала слышались призывы к голосованию, которое тут же было проведено — единогласно против проекта. «Власть» сказала, что всё зафиксировано в протоколе, но «народ» опять не верил — один из «слушателей» подошёл к столику и лично в этом убедился, кто-то записывал телефоны, по которым можно узнать, где получить заверенную копию протокола.
Видимо, поняв, что ситуация тупиковая, «власти» как-то сразу объявили о финале и вынесли благодарность за участие. От неожиданности никто даже не успел ничего возразить.
По техническим причинам этот материал не вышел в прошлом номере. Приносим извинения читателям. «Новая» в Нижнем» продолжает следить за развитием событий.
Эмилия Новрузова