08-09-08
Экономика
Столичный синдром
Возможен ли в регионе массовый въездной туризм?
Сегодня ни для кого ни секрет, что команда губернатора взяла твердый курс на неуклонное пополнение областной казны. Само по себе желание пополнить региональный бюджет вполне объяснимо. Вызывает сомнение практика, когда деньги в казну вознамериваются собирать с использованием известного идиоматического выражения «любой ценой».
Куратор нижегородского туризма Живихина как-то то ли шутя, то ли всерьёз обмолвилась, что в Дзержинске можно организовать экстремальный туризм
Вектор развития
Вспомним, как громко продекларировало областное правительство финансовую поддержку туристического бизнеса в регионе. При этом организациям и предпринимателям обещаны возмещения по части затрат по кредитам, полученным для реализации инвестиционных проектов в сфере туризма. В законе «О туристической деятельности в Нижегородской области» прописаны льготы по налогу на имущество и прибыль, а также освобождение от арендной платы тех предпринимателей, кто активно занимается въездным туризмом. Однако туристы в регион пока не спешат. То есть приезжают, конечно, но до туристического бума, на который надеются власти, пока еще далеко.
Доходы от туристического бизнеса на сегодня составляют примерно десятую часть всей нижегородской экономики, являясь одной из ее системообразующих отраслей. Но власти хотят выжать из этой сферы по максимуму. Так, в 2006 году на финансирование развития туризма в регионе область выделила 5 миллионов рублей. В минувшем году финансирование увеличено в 11 раз! И это только начало. О том, что в области можно и нужно развивать туризм, догадывались и предыдущие главы региона. Особенно старался в этом направлении губернатор Иван Скляров. Для привлечения туристов администрация Склярова даже придумала праздник тысячелетия русской ложки. Однако комплексно туризмом, по сути, никто не занимался.
Траектория развития
В прошлом году областное правительство одобрило программу развития внутреннего и въездного туризма в Нижегородской области на 2007-2011 годы. Ожидается ежегодный приток средств в бюджет региона в размере 50 миллионов долларов. Правительство всерьез рассчитывает, что регион войдет в «Золотое кольцо России» и тогда не будет отбоя от иностранных делегаций. Однако чтобы получать отдачу, необходимо сначала вложиться самим. Для реализации программы потребуется привлечь около 7 миллиардов рублей. В областном правительстве надеются, что это позволит увеличить ежегодное количество только российских туристов в регионе с 560 тысяч до 1,4 миллионов человек. А иностранных граждан — с 40 тысяч до 100 тысяч человек. В результате доходы региона от туристической деятельности должны увеличится со 150 до 400 миллионов рублей. Но как говорили в моем детстве, «должны, да не обязаны».
Ставка сделана на развитие в области туристических комплексов. Речь идет о культурно-туристических центрах, наподобие «Города мастеров» в Городце, «Золотой Хохломы» в Семенове, а также центров в Балахне, Дивеево, Большом Болдино. Предполагается развивать такое направление, как экологический туризм. И даже туризм экстремальный.
Что это такое? Например, сегодня очень модно заплатить кучу денег и побродить по окрестностям Чернобыля. Любой экстрим за ваши деньги! Заместитель губернатора Ирина Живихина, которой поручено курирование туристической отрасли, как-то обмолвилась, что похожий экстрим вполне можно организовать… в Дзержинске. То ли Ирина Борисовна так пошутила, то ли ее неправильно поняли. Губернатор Шанцев и мэр города химиков Виктор Портнов только и делают, что пытаются отчистить порядком подпорченный имидж бывшей столицы химии. Для привлечения инвесторов, само собой, разумеется. И надо признать, дело в этом направлении движется. А тут — на тебе!
Пока Нижний Новгород называют столицей исключительно в частном порядке — неистребимое желание заманить к нам туристов на «столичную» удочку никуда не делось
Приезжайте к нам во «второй Чернобыль» — мы вам покажем экологические кошмары на любой вкус! Надеюсь, это все-таки была шутка. Или очень смелая идея, которую, по причине ее необычайной экстремальности, пришлось в итоге представить как милую чиновничью шутку.
А совсем недавно было официально заявлено, что приоритетное туристическое направление для региона — речной туризм. Нижний Новгород и область, дескать, «обладают великолепными традициями речного судоходства». Вот, например, чиновники выяснили, что первый в мире круизный теплоход «Вандал» был построен в Нижнем Новгороде и спущен на воду сормовскими мастерами в 1903 году. Уже есть, за что уцепиться! Но снова нужны деньги. Много денег. «Парк круизных судов сегодня сильно изношен. Самому «молодому» — 26 лет, и мы считаем его современным, как с прискорбием констатировал в Нижнем заместитель начальника отдела портовой деятельности управления морской и речной деятельности Росморречтранса Юрий Коротаев. Региональные и федеральные власти договорились работать в этом направлении рука об руку. Только договорились и все. Но громкие слова зазвучали снова.
«Нижний Новгород станет центром туристских новаций — кому, как ни нам, делать рывок в развитии речного туризма? — заявила Ирина Живихина. — Сегодня регион не потерял своего былого величия с точки зрения круизного судостроения».
Куда же поплывут эти корабли? До Астрахани и обратно? Какой же это рывок? Оказалось, все проще. В Нижегородской области половина туристических центров расположена на берегах Оки и Волги. Поэтому в Семенове, Балахне и Чкаловске в ближайшее время будет построена первая в области зеленая стоянка для приема судов. Неужели чиновники надеются, что после строительства стоянок в область валом повалят туристы? Неужели им так мало надо для счастья?
Специалисты туристического бизнеса говорят, что в регионе сегодня нет аккредитации гидов и переводчиков, обслуживающих туристов. Часто бывает, что компании, работающие за пределами региона, приезжают сюда, привлекают гидов и переводчиков и проводят туристические мероприятия неизвестно какого качества. Но самое главное — все деньги пока уходят в другие регионы. Очень часто во время «высокого» туристического сезона в турфирмах Нижегородской области начинают интенсивно проводиться различные плановые проверки. Турфирмы, как правило, обладают небольшими человеческими ресурсами (не более 10 человек) и тесными офисами не более 60 квадратных метров. А проверяющих надо размещать и плотно с ними работать. Это обстоятельство очень тормозит работу турфирм. До этого руки пока ни у кого не доходят. Властей больше интересует, что в Нижегородскую область сегодня приходят крупные игроки на рынке гостиничных услуг, которые принесут в бюджет куда больше денег и куда быстрее, нежели туристические фирмочки, торгующие копеечными турами.
Условия развития
Губернатор говорит правильные слова: «Мы привыкли, что туризм происходит как бы сам по себе. Захотел — поехал. Вроде бы это дело того, кто принимает решение, ехать или нет. Но мы обязаны создать более привлекательные условия, чем у конкурентов, чтобы к нам ехали туристы. Допустим, есть чистое поле с заросшим бурьяном, куда приходит человек открывать туристический маршрут. Он просит преференции. И мы должны их ему дать. Мы ничего не теряем, а только приобретаем».
Условия для туристического бизнеса действительно улучшаются. Однако массового наплыва туристов в регион пока явно не наблюдается. Увеличится ли поток страждущих посмотреть достопримечательности Нижегородской области после того, как Роспатент официально зарегистрирует слоган «Нижний Новгород — третья столица России» — еще большой вопрос. А пока Нижний Новгород называют столицей, так сказать, исключительно в частном порядке — неистребимое желание заманить к нам туристов на «столичную» удочку никуда не делось.
Например, в рекламном буклете областного правительства Павлово окрестили «слесарной столицей России». Ни больше, ни меньше. А вся остальная Россия — слесарная провинция, что ли? Или Дивеево — «четвертый в мире удел Божией Матери». Что такое, вообще, удел? Почему он четвертый? Да еще и в мире? Возможно, подкованным в церковных вопросах православным верующим и не надо объяснять ничего. Однако расчет делается не только на эту категорию приезжих, но и но иностранных туристов. Дескать, приезжайте, сами и узнаете, что ли?
Сергей Анисимов